- Алексей Балабанов снял фильм, чтобы на вырученные деньги снять другой
- Балабанов написал сценарий на даче и там же утвердил нескольких актеров
- Изначально Данила должен был стать отрицательным персонажем
- Одежда была важным элементом
- Один из актеров массовки чуть не сорвал сцену
- Сергей Бодров писал диссертацию на съемках фильма
- У фильма был очень скромный бюджет
- Никаких грима и импровизаций
- Сергей не хотел произносить фразу в трамвае
- Виктора озвучил другой актер
Алексей Балабанов снял фильм, чтобы на вырученные деньги снять другой
Сейчас может показаться, что «Брат» — это тщательно спланированная работа, к которой режиссер Алексей Балабанов готовился долгое время, но на самом деле производство «Брата» было тяжелым и состоялось только потому, что у Балабанова не было денег на съемки другого фильма. Для Алексея «Брат» должен был стать перевалочным пунктом на пути к авторскому кино, которое он хотел снять, однако Балабанов даже не думал, что этот перевалочный пункт станет самым знаковым в его карьере.
Балабанов написал сценарий на даче и там же утвердил нескольких актеров
В одном из своих интервью Виктор Сухоруков, сыгравший Виктора Багрова, рассказал, что ради написания «Брата» Балабанов «скрылся в каких-то лесах-горах». Но Виктор немного преувеличил. По словам Надежды Васильевой, жены Балабанова, он поселился на их даче, где и начал писать сценарий. Оттуда Алексей старался не выезжать и на месте даже выдал главные роли Светлане Письмиченко и Виктору Сухорукову. Единственный, с кем у него возникли проблемы, это Данила Багров. Алексей долгое время не мог найти подходящего человека, и однажды, во время просмотра «Кавказского пленника» заметил молодого актера. Сам фильм Балабанову не понравился, но вот в Бодрове-младшем он увидел человека, по которому точно не поймешь, что он тот, кто может пойти на преступление – именно таким и должен был предстать Данила Багров.
Изначально Данила должен был стать отрицательным персонажем
Немногочисленные люди, которые критикуют «Брата», заносят в минусы то, что главный герой – отрицательный персонаж, действия которого Алексей Балабанов романтизирует. Это отчасти интересное мнение, ведь режиссер на самом деле планировал сделать Данилу таким же отрицательным персонажем, как и его брата Виктора. Но обаяние Сергея сделало свое дело, и Балабанов понял, что будет лучше раскрыть Данилу, как положительного персонажа.
Алексей признавал, что Данила Багров делал плохие вещи, но благодаря исполнению Бодрова зритель видел в главном герое простого парня. При этом он отлично контрастирует с Виктором Багровым в исполнении Виктора Сухорукова.
Несмотря на то, что Данила расправился с куда большим количеством людей, он выглядит приятнее своего брата Виктора, который хотя и никому не наносит вред своими руками, является отрицательным персонажем.
Одежда была важным элементом
Художники по костюмам обычно всегда проделывают колоссальную работу, смысл которой зрителю ясен не всегда и раскрывается только в различных интервью. Так, например, в «Гарри Поттере» можно проследить, как черная мантия Волдеморта тускнеет все сильнее каждый раз, когда он теряет очередной крестраж.
Художником по костюмам в «Брате» была жена Балабанова. Надежда рассказала, что ее муж, используя серый свитер, отсылал Данилу к сказке про трех богатырей, картина о которых висела в комнате Данилы. По задумке свитер должен был походить на кольчугу богатыря. Свой скрытый вклад внесла и сама Надежда Васильева. В начале фильма, когда Данила смотрит фотографии со своей матерью, он сидит в клетчатой рубашке. Однажды Балабанов сказал ей, что клетчатая рубашка – это признак отрицательного персонажа. Поэтому Надежда надела на Данилу рубашку в начале, чтобы зритель увидел в нем что-то неприятное, а затем сменила ее на более «положительную» одежду, чтобы зритель подсознательно проникся симпатией к Даниле.
Один из актеров массовки чуть не сорвал сцену
Когда Данила идет на свое второе дело, он сталкивается с рядом неприятностей: сначала они не застают свою цель на месте, затем берут в заложники случайного парня, а после Данила вынужден расправиться с киллерами, чтобы спасти Степу, которого сыграл Андрей Федорцов.
Андрей вспомнил один интересный случай, произошедший с ним, Сергеем и актером массовки в сцене, в которой они несли тела незадачливых киллеров на кладбище. Так как было холодно, актер, лежащий в мешке, решил согреться самым элементарным способом и вскоре начал петь песни. Ломать из-за этого дубль Федорцову и Багрову не хотелось, поэтому они начали пинать мешок, лишь бы парень успокоился и не сорвал сцену.
Сергей Бодров писал диссертацию на съемках фильма
Одно из самых ярких воспоминаний Андрея Федорцова – это его небольшой разговор с Сергеем посреди съемок. Андрей заметил, что Сергей все время сидел в углу и что-то писал. Федорцов подумал, что он перечитывал сценарий и делал какие-то заметки, поэтому Андрей подошел к своему коллеге и в шутку спросил у него, сколько можно перечитывать сценарий, а Сергей удивил его, заявив, что в руках у него не сценарий, а диссертация по архитектуре, которую он писал в свободное время. В 1998 году Сергей стал кандидатом искусствоведения.
У фильма был очень скромный бюджет
Когда Алексей Балабанов снимал «Брата», у него было всего лишь 99 600 долларов. Балабанов был достаточно известным режиссером, но его фильм никто не хотел финансировать, потому что он снимал про бандитов, поэтому съемочной команде пришлось выкручиваться.
Почти вся одежда, в которой играли актеры, была куплена ими на свои деньги или взята из дома. В последней сцене дальнобойщика сыграл оператор, так как Балабанов не мог найти актера с нужной категорией прав. А гонорары актеры получили только после выхода фильма, причем это были очень небольшие суммы. Так, Светлана Письмиченко заработала только тысячу долларов, а Сухоруков – 500 долларов. Почти все саундтреки – это песни рок-группы «Наутилус Помпилиус», которая дала их по бартеру – Балабанов взамен вскоре снял для них клип в духе «Брата».
Никаких грима и импровизаций
По воспоминаниям Светланы Письмиченко, Алексей Балабанов был очень строг, когда дело доходило до импровизаций актеров или грима. Он хотел, чтобы женщины в кадре были совершенно обычными и не выделяющимися, поэтому макияжа не было даже на Кэт, сыгранной Марией Жуковой. Грим был использован лишь один раз – после неприятной встречи Светы с мужем.
Не нравились Балабанову и импровизации, которые очень любил Виктор Сухоруков. Скорее всего, его неприятие было связано с ограниченным бюджетом, из-за которого у них не было возможности тратить лишнюю пленку.
Сергей не хотел произносить фразу в трамвае
Сразу после того, как Данила достал пистолет, он им воспользовался, чтобы заступиться за кондуктора в трамвае. Во время этой сцены Сергей произнес фразу, которая стала культовой и даже была точно переведена на английский язык, когда Netflix начал транслировать «Брата» у себя.
Но, как оказалось, Сергей был не в восторге от того, что ему нужно было сказать. Он поделился своими мыслями с Балабановым, но не стал с ним спорить. Бодров, по воспоминаниям многих его коллег, был тихим, спокойным и неконфликтным человеком, который не стал бы пререкаться с режиссером. Алексей, зная об этом, не стал указывать молодому актеру на его место, а объяснил значение этой фразы для обычных людей, а также то, что эти слова произносятся в обычной жизни и что, если их не произносить, легче от этого не станет.
Виктора озвучил другой актер
Когда Виктор Багров что-то говорил в фильме, у зрителей не возникало никаких сомнений в том, что это голос Виктора Сухорукова. Но это не так. Голос, которым говорит Виктор Багров, действительно похож на голос Сухорукова, однако в действительности это голос Алексея Полуяна, который сыграл в фильме три небольшие роли: киллера, который разбил плеер Данилы, соседа Светланы и одного из охранников съемочной команды, с которой Данила столкнулся в начале фильма.
Алексей Балабанов высоко оценивал значение актеров озвучки, потому что своим голосом они могли добавить еще больше эмоций персонажам, которых обычные актеры могли раскрыть не так ярко из-за того, что они сосредоточены на самом действии.