10 мест, где снимали «Место встречи изменить нельзя». Что лишнее попало в фильм

В некоторых сценах в Москве 1945-го есть элементы из будущего.

В фильме «Место встречи изменить нельзя» Жеглов и Шарапов ловят преступников по всей Москве. Всегда интересно узнать, где именно снимали те или иные сцены такой культовой картины. Мы нашли 10 мест, которые засветились в советском детективе. Расскажем и покажем, что стало с этими локациями.

Каких будущих звезд зрители не заметили в сцене в ресторане «Астория»

В фильме «Место встречи изменить нельзя» ресторан «Астория» — одна из важнейших локаций. Именно там по сюжету собирались отъявленные бандиты, у которых водились деньги. Там же устраивали засаду на Фокса.

Несколько эпизодов разворачиваются в стенах этого заведения. И большинство зрителей упустили в них будущих знаменитостей. Присмотритесь к этому кадру из фильма — застолье в ресторане. Спиной к нам Глеб Жеглов, напротив него — лейтенант, а рядом с ним спутница. Вы узнали, кто эта девушка?

А так? Узнали? Это телезвезда 90-х Наталья Дарьялова. В фильме она снималась студенткой в этой сцене.

На съемочную площадку попала благодаря своему отцу — Аркадию Вайнеру, соавтору романа «Эра милосердия», на основе которого и снят фильм.

Кроме нее, в ресторанной сцене многие пропустили еще двух будущих известных артистов. Они оба на этом кадре. Узнаете?

Девушка, чей профиль мы видим, — через 5 лет после фильм прославится в «Жестоком романсе». Это Лариса Гузеева. А стоящий за ней музыкант с саксофоном — Сергей Мазаев, лидер группы «Моральный кодекс». В то время он служил в армии, а на площадке оказался из-за желания подзаработать.

Ресторан «Астория» снимали в в здании гостиницы «Центральная», расположенной на Тверской. В 19 веке там располагалась самая известная в столице булочная Филипповых. А в начале 20 века при пекарне появилась еще и кофейня.

Позже предприятие Филипповых было национализировано и в доме чего только не было: общежитие НКВД и Коминтерна, булочная, гостиницы «Люкс» и «Центральная», кофейня и ресторан. Шикарные интерьеры ресторана «Центральный» отлично подошли для необходимой в фильме атмосферы роскоши в послевоенное время.

В постсоветское время на месте гостиницы «Центральная» появились пиццерия и  очередная кофейня. Сейчас же здание находится на реконструкции. Отремонтированные стены первого этажа планируется сдать под булочные и вернуть строению дореволюционное назначение.

Что стало с тем самым подвалом, возле которого Жеглов произнес свою самую известную фразу

Помните слова Жеглова, которые после фильма сразу ушли в народ?

В этой сцене действие разворачивается на Серебрянической набережной, во дворе дома на улице Яузской. Именно про эту локацию говорили в фильме: место встречи изменить нельзя. Однако сегодня этого места не найти.

Ведь вместо настоящего входа в подвал стоял бутафорский козырек, прикрывавший короб, где и прятались Горбатый, Жженый, Промокашка и Левченко, выходя по-одному.

Одно Управление МУРа снимали аж в двух городах

В фильме Управление МУРа, куда к Жеглову в отдел по борьбе с бандитизмом устраивается вернувшийся с фронта Шарапов, выглядит очень правдоподобно.

А как могло быть иначе? Ведь эпизоды с Управлением действительно снимали на Петровке — в настоящем ГУВД. Режиссеру киноленты Станиславу Говорухину удалось договориться о съемках картины прямо территории ведомства.

Зрители уверены, что кабинетные сцены наверняка снимали там же. Вы будете сильно удивлены, когда узнаете, где на самом деле создавали эти эпизоды.

На территории ГУВД МВД на Петровке разрешили снимать только уличные сцены, а в кабинеты съемочную группу не пустили. И тогда декорации интерьера МУРа решили воссоздать в павильоне. Но не просто в другом месте, а в другом городе! Причем за несколько тысяч километров от Москвы. Кабинеты Управления построили в Одесской киностудии и фильм от этого нисколько не проигрывает.

Правда, со временем Глеб Жеглов и Володя Шарапов все же обосновались на Петровке. В апреле 2018 года полюбившимся всему Советскому Союзу героям установили памятник прямо напротив Главного Управления МВД в Москве.

Кстати, в 19 веке это здание еще представляло собой Петровские казармы. А прямо за ними виднелся Храм иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами, основанный в 17 веке.

Строение стоит в Москве до сих пор и с 2002 года имеет статус храма при ГУ МВД.

По дороге на службу Шарапов очутился в будущем

В самом начале первой серии «Место встречи изменить нельзя» лейтенант Шарапов идет в отдел по борьбе с бандитизмом к Жеглову. Вот он останавливается, чтобы пропустить машину. Обратите внимание вот на этот кадр: здесь есть одна странная деталь, о которой многие зрители даже не задумываются.

Обратите внимание на киоск «Союзпечать» за спиной лейтенанта. «И что не так?» — спросите вы.

А то, что в Москве в августе 1945-го, когда происходят события в фильме, таких киосков еще не было. Они появились гораздо позднее, а кинокартину снимали в 1978-м, когда такие киоски были почти на каждом углу.

Пока Шарапов идет на службу, звучит песня в исполнении Леонида Утесова «Дорога на Берлин». Эта композиция военных лет посвящена освобождению от гитлеровских войск Орла, Брянска и Гомеля. В ней есть строки про Брянскую, Минску, Брестскую улицы. Но Шарапов, конечно же, не идет ни по одной из них. Этот эпизод снимали в столице на проспекте Маркса. Сейчас эта улица известна как Театральный проезд.

Театральный проезд можно узнать в том числе и арке, которая соединяет его с Третьяковским проездом. Вот так это место выглядит сегодня:

Как трамвай из «Место встречи изменить нельзя» появился потом в «Покровских воротах»

Помните, когда Векшина вызвали из Ярославля для секретной встречи с бандитом в парке? Ту роковую встречу преступника с Васей, которого сыграл актер Евгений Леонов-Гладышев, снимали на Чистопрудном бульваре прямо возле водоема.

В то время там еще ходил трамвай. На него-то бандит и запрыгнул после совершенного средь бела дня преступления.

Здесь интересно все. Например, номер вагона 2170, который фигурирует не только в киноленте «Место встречи изменить нельзя», а еще в «Покровских воротах», «Законном браке», «Холодном лете 53-го», «Брызгах шампанского» и даже в экранизации романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

Можно подумать, что трамвай 2170 — это реквизит. Да, но лишь от части. Трамвай под этим номером, действительно, стоял на маршруте с 1940 года и использовался более 30 лет. Однако в 1974 году его убрали и передали на Мосфильм в качестве реквизита.

За трамваем в кадре находится еще кое-что интересное.

Обратите внимание на дом с лепниной зверей. Здание построено для общины храма Троицы Живоначальной. Возле него же стоит красно-белая телефонная будка — таких в 1945-м, когда разворачивается сюжет «Место встречи изменить нельзя», еще не было. Но авторы фильма вновь не придали значения этим временным несоответствием.

Почему погоню Жеглова за Фоксом отказались снимать днем

Помните, как Фокс выпрыгнул с Марианной в окно из ресторана, чтобы сбежать от Жеглова с Шараповым? Так началась самая лихая кинопогоня.

Перед съемочной группой стояла непростая задача — отснять динамичную погоню сотрудников МУРа за Фоксом, но так, чтобы Москва 70-х была похожа на столицу 1945 года. Проблема была в том, что на маршруте от Замоскворечья до Китай-города уже стояли современные строения. Но выход все же придумали — снимать сцену под покровом ночи.

Все началось с Малой Ордынки. Потом погодя перемещается на Большой Черкасский переулок. А дальше преследование двигается в сторону Ильинки. На улице Трубной из автобуса Фокса выпрыгивает еще один преступник Тараскин и убегает в Малый Сухаревский переулок. Угол этого дома до сих пор узнаваем, хоть здание визуально и выглядит по-другому. Все-таки более 40 лет прошло.

Пришлось попотеть, чтобы скинуть машину с моста

Самой эффектной сценой фильма стало завершение погони Жеглова за удирающим на машине Фоксом. Преследование закончилось тем, что бандитский грузовик падает в воду с моста. Автомобиль сорвался вниз, врезавшись в ограждение набережной. И все было по-настоящему.

Съемки аварии проходили на набережной Яузы. Там, где видно мост Казанской железной дороги. Говорухин поставил условие — снять все с первого кадра, поскольку автомобили были совсем старенькие.

Запустить американский  грузовик «Студебеккер», в котором Фокс пытался сбежать от Жеглова, стоило команде больших усилий. Он на ладан дышал. Из машины вытащили мотор и разогнали ее без двигателя с толкача. Оставалось направить несущийся автомобиль на специально подготовленный периметр.

«Мы на набережной свою ограду поставили, чтобы она улетела от удара, не такую тяжелую, которая на самом деле стояла. Когда машина мчится, бордюр же достаточно высокий, и я сказал: „Я боюсь, что когда мы ударимся о бордюр, машина остановится и дальше не поедет. Здесь нужно сделать небольшую насыпь, но достаточно прочную“, поделился воспоминаниями о съемках каскадер Владимир Жариков.

Все получилось отлично. Грузовик сорвался с двухметровой высоты моста. Но пока вся съемочная группа переживала за техническое исполнение кадра, каскадер Олег Федулов оказался в реальной опасности. Он должен был открыть под водой дверь и вынырнуть. Но железяка заклинила.

И пусть в итоге все обошлось, так как каскадер выбрался через соседнюю и благополучно всплыл, для всей команды эти минуты казались вечностью.

Жеглов выбрал странный маршрут до отдела милиции

Помните сцену поимки преступника, который сумку дамочке порезал и кошелек чуть не свистнул в трамвае № 29? Там еще Глеб Жеглов говорит такую фразу:

Сцену ареста карманника Кирпича в трамвае снимали недалеко от станции метро ВДНХ. А вот отделение милиции, куда его привел Жеглов, представляет собой особняк семьи коммерсанта и архитектора Аполлоса Правдина. Дом в стиле модерн был построен в 1908 году и на момент съемок фильма в нем располагалась музыкальная школа.

Вот только расстояние от ВДНХ до Садовой-Сухаревской улицы, где стоит этот особняк, составляет более 7 километров. Ничего себе «недалеко»! Особенно, если пешком идти, как это делают главные герои.

Хотя погодите. Там женщина в трамвае еще кричит: «Следующая остановка — Преображенская площадь». Может быть, это меняет дело и путь окажется короче? Но нет. Все те же «более 7 километров». Что же тогда Жеглов считает «далеким» пешим маршрутом?

Все дороги Шарапова ведут на Никитский бульвар

В «Место встречи изменить нельзя» есть место и романтике. Шарапов влюбляется в милиционера Варю, которая была мобилизована со второго курса педагогического института.

Возлюбленная Володи живет на Никитском бульваре в бывшей усадьбе Луниных, которую спроектировал архитектор Доменико Жилярди. Туда же Шарапов провожает Варю после танцев и уборки картошки.

Сейчас этот дом на Никитском бульваре 12А все также красив и продолжает соседствовать со своим желтым товарищем. Все как в фильме.

Сегодня Шарапов не узнал бы метро на Сокольнической площади

Еще Синичкина и Шарапов были замечены у входа в станцию метро «Сокольники».

Сейчас вход в метро на этой станции выглядит иначе. Там появились скульптуры, а характерные фонари и почтовый ящик канули в Лету.

Интересно, что спустя 45 лет после выхода фильма столичные гиды включают многие из этих мест в свои экскурсии.

Оцените статью
10 мест, где снимали «Место встречи изменить нельзя». Что лишнее попало в фильм
Почему я не поняла фильм «Настя»?