10 незаслуженно забытых советских фильмов, которые достойны стать классикой

Скрытые жемчужины навсегда ушедшей эпохи.

Советский кинематограф — это гораздо больше, чем «Ирония судьбы», «Джентльмены удачи» и «Москва слезам не верит». Помимо общепризнанных шедевров, разобранных на цитаты и выученных наизусть, киноиндустрия СССР выдавала и ленты менее заметные, но ничуть не менее талантливые. О десяти таких картинах — в нашей сегодняшней подборке.

«Курьер», 1986 (реж. Карен Шахназаров)

Жанр лирической комедии вообще свойственен советскому кино, но «Курьер» достигает в нем небывалых высот. История выпускника Ивана, работающего курьером в редакции, — это повесть об ускользающей сквозь пальцы юности, почти ода потерявшему себя поколению. А еще — ехидная мальчишеская насмешка над миром взрослых.

«Июльский дождь», 1966 (реж. Марлен Хуциев)

Через «Июльский дождь» в советский кинематограф вошла французская новая волна — стилистически этот фильм легко спутать с работой того же Франсуа Трюффо. По своей сути это разговорное кино-рефлексия, почти бессюжетное, но словно гипнотизирующее. На экране вполне обычную жизнь проживает пара тридцатилетних героев, и мы следим за ними непредвзято и обыденно, ведь они тогда — это в какой-то степени и мы сегодня.

«Еще раз про любовь», 1968 (реж. Георгий Натансон)

Оказывается, испытывать ностальгию по времени, которое не застал, вполне нормально. «Еще раз про любовь», рассказывающий историю отношений бортпроводницы Наташи и физика Евдокимова, заставляет испытывать светлую тоску по 1960-м — эпохе надежды и предчувствия прекрасного будущего. Особенно хорош был главный актерский дуэт: Татьяна Доронина и Александр Лазарев показали отношения так, как нечасто их решались показывать в СССР.

«Дети Дон Кихота», 1966 (реж. Евгений Карелов)

Похоже, семейную комедию положений, прародителя ситкомов, тоже придумали в СССР. Это история о семье заведующего роддомом, за свои строгие нравственные принципы прозванного Дон-Кихотом, который вместе с женой-хирургом воспитывает троих сыновей. Очередной бенефис Анатолия Папанова, да и просто очень человечное и доброе кино.

«Старомодная комедия», 1978 (реж. Эра Савельева, Татьяна Березанцева)

Главврач больницы и бывшая цирковая артистка знакомятся в санатории в Прибалтике, и их взаимный интерес довольно быстро перерастает в горячую симпатию. Кино выделяется в первую очередь блистательным дуэтом Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова — они буквально разыгрывают наполненный живыми эмоциями спектакль, даром что тот пишется на пленку. И благодаря этой театральности даже банальная, в общем, история предстает как нечто удивительное.

«Валентин и Валентина», 1985 (реж. Георгий Натансон)

Как рассказать историю любви восемнадцатилетних? С большой нежностью, но и со всей серьезностью — так, как и показано в фильме Георгия Натансона. К слову, это еще и последняя на сегодняшний день роль в кино Татьяны Дорониной — как говорили в советские годы, актрисы необычайной природной красоты и магического обаяния.

«Портрет жены художника», 1981 (реж. Александр Панкратов)

Думается, если бы у любого советского режиссера спросили, почему вы все время снимаете про любовь, он бы очень удивился и задал ответный вопрос: «А про что же еще снимать?». Другое дело, что «Портрет жены художника» — еще и о творческом кризисе, а также — о сложной, противоречивой психологии любых отношений. Здесь нет трагедии и накала страстей, но есть жизнь во всей ее полноте.

«Уроки французского», 1978 (реж. Евгений Ташков)

Фильм снят по мотивам одноименного рассказа Валентина Распутина и повествует о приехавшем из деревни в райцентр четверокласснике Володе, у которого в школе непросто складываются отношения со сверстниками и французским языком. Удивительное дело, но, несмотря на заложенную в эту историю большую печаль, она оставляет после себя светлое чувство. И это вообще едва ли не лучшая характеристика советского кино: там верят в людей. И это само по себе — хэппи-энд.

«Дневник директора школы», 1975 (реж. Борис Фрумин)

Для СССР школа — место сакральное, ведь именно там закладываются основы личности. Но также школа — это еще и обычная повседневность учебного заведения, со всеми ее бытовыми проблемами и конфликтами. Картина Бориса Фрумина — исповедь бывшего фронтовика, а ныне директора ленинградской средней школы №183 Свешникова. Исповедь очень простыми словами об очень сложных чувствах.

«Охота на лис», 1980 (реж. Вадим Абдрашитов)

Творческий дуэт режиссера Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе существовал как бы вопреки «официальному» советскому кино, но при этом ухватывал ключевые для своего времени темы: сострадание и ответственность за будущее. «Охоте на лис» довелось понести ущерб от цензуры, но главный посыл картины остался нетронутым: понять другого — так же сложно, но и так же важно, как понять самого себя.

Оцените статью
10 незаслуженно забытых советских фильмов, которые достойны стать классикой
Мелодрама, где две любовные истории сплелись в одну