10 ролей знаменитых советских актеров, где их невозможно узнать

Я имею в виду действительно известных артистов в достаточно больших ролях. Поясню. Нередко советские знаменитости просто мелькали где-нибудь в эпизодах так, что их никто не заметил. Ну скажем Георгий Юматов в «Не может быть».

Или Руслан Ахметов (Эдик из «Кавказской пленницы») в «12 стульях».

Но сегодня речь у нас пойдет именно о больших ролях, когда актер проводит на экране достаточно много времени. Конечно, когда заранее знаешь — угадать любимую звезду не составит большого труда. Но давайте представим себе, что мы с вами пропустили титры и сели смотреть фильм через несколько минут после его начала. И не в курсе, кто кого играет. Итак, приступим!

1). «Большая семья», 1954. Сергей Лукьянов в роли Матвея Журбина.

Помните главу семьи Журбиных дедушку Матвея, в честь которого назвали пароход? В одной из сцен герой сообщает, что ему пошел 78-й год. Журбин с трудом говорит и уже плохо ходит. Поэтому его и переводят на должность «ночного директора», а точнее сторожа.

В роли Матвея Дорофеича практически невозможно узнать блистательного Сергея Лукьянова. По горькой иронии судьбы сам Лукьянов сильно не дожил до возраста своего героя Матвея. Жизнь актера оборвалась в 54 года. Не выдержало сердце.

2). «Запасной игрок», 1954. «Сокровища Агры», 1983. Павел Кадочников в роли Ивана Светланова и майора Шолто.

Удивлены таким неожиданным сочетанием? В блестящей кинокомедии «Запасной игрок» появляется профессор Дедушкин. До определенного момента в хрупком старичке практически невозможно узнать знаменитого Павла Петровича Кадочникова.

Но дальше происходит преображение. Герой «рассекречивается», и оказывается, что он совсем даже не пенсионер, а актер Иван Иванович Светланов и к тому же боксер.

В «Запасном игроке» Кадочников показал, как он мог бы выглядеть в старости, а через 29 лет мы видим уже по-настоящему пожилого артиста.

И узнать его в самом деле непросто. Во-первых, запоминающихся ролей к тому времени в биографии Кадочникова уже давно не было и он несколько подзабылся. Во-вторых, актер лежит в полумраке. Это сразу же затрудняет восприятие. А в-третьих, роль майора Шолто озвучивает Игорь Ефимов. И еще более «размывает» картину.

3). «Максим Перепелица», 1955. Георгий Вицин в роли пенсионера Мусия.

В 47 лет Вицин исполнил роль 20-летнего Миши Бальзаминова. А в 38 — сыграл старика деда Мусия. Георгий Михайлович был мастером перевоплощения. И с одинаковым успехом мог изобразить как молодого паренька, так и умудренного старца.

4). «Она вас любит», 1956. Александр Ширвиндт в роли оперного певца Ухова.

У Александра Ширвиндта более сотни ролей в кино, но каким мы его помним? Наверно, таким.

И узнать молодого субтильного долговязого Ширвиндта в роли напыщенного и хвастливого, но несколько трусоватого певца Вадима Ухова решительно невозможно. Разве что сильно приглядевшись. Видели такого Ширвиндта?

5). «Гусарская баллада», 1962. Николай Крючков в роли Ивана.

Первый раз я посмотрел патриотический фильм Эльдара Рязанова лет в 10 — 12. Знаю текст наизусть. Несколько раз писал про «Гусарскую балладу» и даже делал фоторепортаж, как сейчас выглядят места, где её снимали.

Я уже 5 лет веду киноблог на Дзен, но только в 2024 году сообразил, что наставника и адъютанта Шурочки играет тот самый Николай Крючков. Вроде бы лицо актера казалось мне смутно знакомым, но я как-то не задумывался над тем, кто это. Блестящее перевоплощение! Возможно, меня подвело то, что в большинстве фильмов Николай Афанасьевич без бороды и даже усов.

6). «Женитьба Бальзаминова», 1964. Людмила Шагалова в роли Павлы Петровны Бальзаминовой.

Вот вы сразу сообразили, что мама Миши — это молоденькая и легкомысленная Катя Синцова, спасшая 30 лошадей ценой чуть ли не собственной жизни?

В комедии Константина Воинова 47-летний Бальзаминов играет 20-летнего Михаила, а 41-летняя Шагалова — его мать. Конечно, опознать Людмилу Александровну можно. Но не так уж и просто. Тем более что актриса почти все время проводит в кадре вместе с Вициным и Екатериной Савиновой, а их за версту видно. И на фоне ярких партнеров подлинная внешность Шагаловой становится еще более незаметной.

Кстати, в этом же фильме и Крючков «засветился». И тоже с усами и бородой. Но они темные, а не седые.

7). «Вий», 1967. Наталья Варлей в роли Панночки.

Главный герой первого в истории советского ужастика — конечно же Хома Брут. А кто на втором месте? Уж точно не сотник и не ведьма. Я так полагаю — панночка. Наталья Владимировна Варлей, к сожалению, осталась актрисой одной роли.

И ее образ настолько тесно связан с Ниной из Кавказской пленницы, что в других воплощениях Варлей не так-то и узнаваема. К примеру, в «Гостье из будущего». Варлей — это Нина с голосом Надежды Румянцевой. Но в остальных фильмах Наталья Владимировна говорит сама.

В «Вие» героиня Варлей все время лежит, к тому же загримирована под покойницу. Лично я впервые посмотрел фильм в 2024 году и не знал, кто там играет, кроме Куравлева. Варлей я узнал. Но не с первой ночи в церкви, а по-моему только со второй.

8). «Иван Васильевич меняет профессию», 1973. Леонид Куравлев в роли Жоржа Милославского.

Удивлены? Куравлев очень рано начал терять волосы, и во многих фильмах носил парики. Но с такой густой шевелюрой, как в комедии Гайдая, по-моему, Леонид Вячеславович нигде не появляется. К тому же усы, да вдобавок черные очки.

Если не знать заранее, некоторое время Куравлева вполне можно не распознать. А тут еще и голос Натальи Кустинской. Но как только Куравлев начинает произносить фразы сам — сразу становится понятно, что это именно он. Тембр Леонида Вячеславовича не спутаешь ни с каким другим.

9). «Обыкновенное чудо», 1978. Андрей Леонов в роли ученика охотника.

Этот случай больше похож на кейс Ширвиндта. Если смотреть телефильм Марка Захарова в 2024 году, не так-то и просто угадать в субтильном пареньке сына Евгения Леонова и звезду «Папиных дочек».

10). «Любовь и голуби», 1984. Наталья Тенякова в роли бабы Шуры.

По сценарию Шуре 65 лет. Но ее изображала 40-летняя Тенякова. Слишком уж хорошим вышел ее дуэт с настоящим и «экранным» мужем Сергеем Юрским. Владимир Меньшов рассматривал на роль Мити Вислухина возрастных актеров, однако они казались режиссеру слишком «старыми»

. А Меньшову хотелось какой-то театральности, нестандартности. Поэтому после утверждения Юрского, Владимир Валентинович «прихватил» еще и его жену. Каждый день на лицо Теняковой накладывали пластический грим, а после съемок актрисе пришлось восстанавливать лицо у косметолога, поскольку некоторые морщинки и складки сильно въелись в кожу…

Оцените статью
10 ролей знаменитых советских актеров, где их невозможно узнать
«Молодая жена» — симпатичный фильм, снятый по страшному рассказу