10 советских фильмов, которые пересняли, и стало лучше

Два «Служебных романа», два фильма про капитана Гранта, две «Пиковых дамы», два «Соляриса» — в советском кино одно и то же литературное произведение нередко снимали несколько раз разные режиссеры. Вот 10 примеров из нашего кинематографа, когда новые экранизации оказывались лучше, чем предыдущие.

Тут и сравнивать нечего: почему вторая экранизация пьесы «Сослуживцы» превзошла оригинал

В 1973 году режиссеры Борис Кондратьев и Инна Герасимова сняли телеспектакль «Сослуживцы» по мотивам пьесы Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. Но режиссер Рязанов, понимая, какое чудо он создал, не сдержался и решил сам переснять картину.

И его «Служебный роман» стал лидером проката в СССР в 1978 году — комедию посмотрели более 58 миллионов зрителей. А история любви Калугиной и Новосельцева никак нам не надоедает, несмотря на то, что фильм стабильно показывают по телевизору как минимум раз пять в год.

«Каждая фраза в фильме — это маленький шедевр, а многие из них стали крылатыми и разошлись на цитаты. Неимоверно добрый, светлый, юморной, веселый, яркий и глубокий фильм. Ему неустанно хочется петь дифирамбы», — пишут пользователи соцсети.

Лучше всех. Как Масленников умудрился снять картину про Холмса, от которого в восторге даже англичане

Попыток снять кино про обаятельного сыщика в СССР было много. В конце 60-х — начале 70-х в СССР разые режиссеры сняли несколько картин по мотивам рассказов про Шерлока: «Первое дело доктора Ватсона», «Собака Баскервилей», «Голубой карбункул».

Но культовыми стали именно «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова 1979–1986 годов. В первую очередь, конечно, благодаря блистательному дуэту Василия Ливанова и Виталия Соломина.

И еще благодаря тому, насколько точно передана атмосфера Англии, а также воплощению на экране чисто английского детектива с тонким юмором. Вот ведь парадокс: хотя сериал снимался в Риге и Ленинграде, зрители из Англии узнавали в картине…лондонскую архитектуру.

Даже сама Маргарет Тэтчер высказалась о сериале положительно. А королева Елизавета II пожаловала Ливанову Орден Британской империи за создание самого верного образа легендарного сыщика.

Наши же зрители и вовсе пришли в восторг. Мы до сих пор пересматриваем советскую картину о Шерлоке Холмсе и вряд ли когда-то остановимся.

Какая из экранизаций «Красных дьяволят» интереснее и почему

В 1923 году Иван Перестиани снял картину «Красные дьяволята» по мотивам книги Павла Бляхина и произвел фурор. Все жители СССР пытались попасть на фильм в кино.

Прошло сорок лет, и вышла новая экранизация повести — «Неуловимые мстители» 1967 года, которая вошла в историю прочнее. Понятно, почему — все же старый фильм был с эффектом «вау» для зрителей 20-х, но зрителей 60-х им было уже не удивить.

«Мстители» имели огромный успех у зрителей: потрясающий актерский состав, запоминающиеся с первой строчки песни, невероятные костюмы. Мы до сих пор пересматриваем этот фильм с истинным удовольствием.

«Мое сердце отдано ему». За что второй «Зеленый фургон» любят больше

По повести Александра Козачинского «Зеленый фургон» сняли две экранизации: режиссер Габай в 1959 году и Павловский — в 1983 году. И второй фильм, пожалуй, полюбился и запомнился зрителям больше, чем первый.

«Я даже не ожидала, по темноте своей, что фильм настолько по мотивам. И да, мое сердце отдано ему», — пишут в соцсетях.

И, возможно, не фильму, а Дмитрию Харатьяну! Ведь именно он сыграл главную роль в ленте и сделал это потрясающе. Песни артиста из картины до сих пор знают и поют.

Но на самом деле исполнять их должен был Валерий Леонтьев. Однако режиссер Александр Павловский уговорил композитора Максима Дунаевского, что петь будет именно Харатьян, хоть у него и был не поставлен голос. В итоге он стал поющим артистом, и список проб, на которые звали звезду, значительно расширился. А «Зеленый фургон» стал настоящей классикой.

Чем история капитана Гранта в версии Говорухина нравится зрителям больше, чем картина Вайнштока

По повести «Дети капитана Гранта» сняли несколько лент. Сначала одноименный фильм в 1936 году представил Владимир Вайншток. Второй — сериал Станислава Говорухина 1986 года «В поисках капитана Гранта».

Именно он обрел огромную популярность у зрителей. Давайте почитаем, что пишут  в соцсетях:

«Я считаю, что говорухинский фильм гораздо сильнее, чем » Дети капитана Гранта». Для меня Говорухин — это супер-режиссер, у него каждый актер на своем месте»

При этом мастер отдал дань своему предшественнику и взял в свою картину увертюру Исаака Дунаевского из более раннего фильма.

Сериал получился ярким, интересным, захватывающим, и все школьники СССР как один стали играть в путешественников и зачитывались Жюлем Верном. А первый фильм про капитана Гранта, по мнению зрителей, на его фоне проигрывает: сюжет не такой увлекательный, а «картинка» — поблекшая.

Чем первая экранизация «Хождений по мукам» проигрывает второй

Сначала в 1957–1959 году над трехсерийной картиной работали Григорий Рошаль и Мери Анджапаридзе. А в 1977 году вышел фильм из 13 серий Василия Ордынского. До сих пор в соцсетях не прекращаются споры, какая из работ лучше. Но «канат» все же перетягивает более поздняя экранизация. И вот, почему.

«Редкий случай, когда кастинг в более поздней экранизации мне нравится больше, чем в ранней версии. И пускай Соломин стройнее и ниже толстовского Телегина, но у него получилось лучше, чем у Медведева, раскрыть характер героя и его непростую натуру. А Веселовская слишком холодна и отстранена для Даши» — считают в соцсетях.

Действительно, для многих Алферова — лучшая Даша, Пенкина — лучшая Катя, а Соломин — лучший Телегин.

Еще из плюсов более поздней экранизации — более полный охват сюжета и даже, в какой-то степени, сохранение манеры изложения Толстого. Герои часто говорят короткими и отрывистыми фразами, характерными для писателя.

Почему второй фильм про Буратино стал культовым

В 1939 году вышел фильм «Золотой ключик» Александра Птушко. Во многим он был новаторским: например, спецэффектами. В те годы режиссер умудрился мастерски совместить живых актеров и кукольную анимацию.

Но, конечно, «Приключения Буратино» Леонида Нечаева 1975 года давно уже стал культовым: и цитаты из него, и песни. Актерский состав же просто невероятный! Как и костюмы героев, и сама атмосфера.

«Нечаев — мастер. Его своеобразный стиль не всем по душе, но он уникальный. Режиссер не отдает приоритет чистоте операторской работы. Он прекрасно работает с детьми-актерами. Он подбирает к своим фильмам гениальные саундтреки», — пишут зрители.

Лановой или Конкин: битва сильнейших в картинах про то, как закалялась сталь

Тяжело сравнивать эти две экранизации, но мы все же попробуем. Фильм «Павел Корчагин» по мотивам повести Островского «Как закалялась сталь» вышел в 1957 году, главную роль сыграл неподражаемый Василий Лановой.

А шестисерийник «Как закалялась сталь» вышел в 1973 году с Владимиром Конкиным в главной роли. Многие считают, что обе версии точны и увлекательны. Но Павка в исполнении Конкина видится более «современным», лиричным и интеллигентным.

В комментариях к обсуждению фильма происходят настоящие битвы, но все же чаще звучит имя Конкина как лучшего Корчагина.

«Мне тоже нравится Конкин в этой роли. Больше, чем Лановой, который показался мне везде одинаковым в фильме. И внешне Конкин на Островского больше похож», — пишут зрители.

Два разных «Соляриса», но шедевром стал один. Почему

В 1968 году режиссер Борис Ниренбург поставил телеспектакль «Солярис» по мотивам одноименного романа Станислава Лема. Главные роли исполнили такие мастодонты советского кино, как Владимир Этуш и Василий Лановой.

Но так вышло, что снятый спустя три года «Солярис» Андрея Тарковского стал признанным мировым шедевром. И тут блистали звезды кино: Анатолий Солоницын, Николая Гринько, Наталья Бондарчук и Донатас Банионис.

Главное отличие второй экранизации от первой — психологическая глубина и гуманистический посыл. А еще свежие режиссерские решения и нестандартные приемы. Как итог — Гран-при Каннского кинофестиваля.

Почему Масленников экранизировал Пушкина лучше Тихомирова

Во всем мире снято больше 10 экранизаций «Пиковой дамы». Две самые популярные в СССР — картина 1960 года Романа Тихомирова и картина 1982 года Игоря Масленникова. И, судя по отзывам, вторая выигрывает.

«Это один из моих любимых фильмов. Гоголева — есть Гоголева — настоящая Пиковая дама. Настроение в фильме именно то, что надо. Повествование спокойное, холодное, отстраненное и фильм такой же. Демидова очень подошла своей неземной холодностью. Просто блестящая роль», — считают зрители.

Они отмечают, что картина Масленникова не смотрится «тяжеловесно» или депрессивно. Сюжет — размеренный, но напряженный. А то, каким предстает в фильме Санкт-Петербург, приводит зрителей в восторг. Да, и актерский состав — Проскурин, Смоктуновский, Соломин — не может не впечатлить.

Оцените статью
10 советских фильмов, которые пересняли, и стало лучше
10 отечественных фильмов из «нулевых», имеющих самые низкие оценки зрителей