«12 стульев» Леонида Гайдая: упущенная роль Высоцкого, верующая мама Пуговкина и мучения Филиппова

В 1971 года на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «12 стульев». Режиссер любил экранизировать известные литературные произведения, однако ранее особого успеха он в этом не имел: картина «Долгий путь», снятая по рассказам Короленко не имела успеха после премьеры, а потом и вовсе канула в лету, «Деловых людей» по новеллам О’Генри тоже вряд ли кто-то поставит в список лучших фильмов Леонида Иовича.

Но Гайдай не сдавался, и его упорство было вознаграждено. В 1970-е годы он занимался исключительно экранизациями: сначала — «12 стульев» по Ильфу и Петрову, затем «Иван Васильевич меняет профессию» по Булгакову, далее «Не может быть!» по рассказам Зощенко, и, наконец, «Инкогнито из Петербурга» по Гоголю.

С идеей снять «12 стульев» Леонид Гайдай пришел к председателю Госкино СССР Алексею Романову, однако в тот момент Михаил Швейцер заканчивал работу над «Золотым теленком», поэтому Леониду Иовичу предложили отложить идею.

А в это время идеей снять «12 стульев» загорелся другой известный режиссер – Георгий Данелия. Его заявку, кстати, приняли в Госкино. Когда Георгий Николаевич узнал, что его хороший товарищ Гайдай хотел экранизировать роман Ильфа и Петрова, он отказался от проекта, сказав, что уже перегорел этой идеей.

После этого сценарий Леонида Гайдая и Владлена Бахнова утвердили в Госкино, после начался длительный период кинопроб. На роль Ипполита Матвеевича Воробьянинова режиссер думал пригласить Анатолия Папанова (он в итоге сыграет этого персонажа через несколько лет у Марка Захарова), потом в качестве претендентов рассматривались Ростислав Плятт (пробы прошли удачно), а также Юрий Никулин (получивший в итоге роль дворника Тихона). И только потом Леонид Иович остановил свой выбор на Сергее Филиппове, много лет мечтавшем сыграть главную роль в кино.

Период жизни накануне съемок у актера выдался, мягко говоря, непростым: Филиппова уволили из театра, вскоре у него обнаружили опухоль головного мозга, которая требовала хирургического вмешательства. Врачи не исключали самого наихудшего варианта развития событий.

Гайдай, подумав, отдал роль Ростиславу Плятту, но актер из уважения уступил право воплотить образ Кисы Воробьянинова Сергею Филиппову. Гайдай после этого доверил Плятту читать в фильме закадровый текст.

На съемках Сергей Николаевич страдал от головных болей, и порой даже забывал текст роли, но справился, после чего ему сделали успешную операцию.

С Остапом Бендером тоже все оказалось непросто. На роль претендовали полтора десятка известных советских актеров, среди которых – Спартак Мишулин, Анатолий Кузнецов, Владимир Высоцкий, Никита Михалков, Алексей Баталов, Михаил Казаков, Владимир Басов, Фрунзик Мкртчян, Евгений Евстигнеев, Валентин Гафт и Андрей Миронов. Чуть позже этот список пополнили Олег Басилашвили, Александр Ширвиндт и Леонид Каневский.

Сам Гайдай рассматривал кандидатуру известного певца Муслима Магомаева, восточная внешность которого подходила на роль турецкого подданного.

В итоге на главную роль утвердили… Александра Белявского и приступили к съемкам. Однако режиссер быстро разочаровался в своем выборе – актер явно проигрывал рядом с фактурным и ярким Сергеем Филипповым, который переключал все внимание на себя. Также работу Белявского забраковали в Госкино.

После этого на пробы неожиданно пришел Владимир Высоцкий. Он прекрасно исполнил песни, но выбыл из числа претендентов из-за проблем с алкоголем – он запил в первый день съемок.

В итоге роль 27-летнего Остапа Бендера досталась почти неизвестному зрителям 44-летнему Арчилу Гомиашвили, который до этого сам поставил спектакль про похождения Бендера и сыграл главную роль в Грузии. В 1970 году постановку увидел Гайдай, он был впечатлен игрой актер.

Михаил Пуговкин не сразу согласился сыграть отца Федора. Актер был человеком верующим, и в итоге он спросил совета у своей мамы, которая после трех недель раздумий дала согласие.

Наталья Варлей пробовалась на роль Эллочки, но получила роль скромной красавицы Лизы. Мадам Грицацуевой стала Наталья Крачковская. Она была замужем за звукооператором, работавшим с Леонидом Гайдаем, и режиссер сказал – нужна актриса, как жена нашего Крачковского. Потом он узнал, что актриса уже снималась в кино, и утвердил ее на роль.

Стулья работы мастера Гамбса для фильма «12 стульев» искали через объявления в газете «Вечерняя Москва», но никто не откликался. У одной женщины оказался один такой стул, но она отказалась его продавать. Стул сфотографировали, но в СССР не оказалось мастеров, которые по снимку смогли бы изготовить нужный гарнитур. Пришлось заказывать мебель в Египте.

К съемкам приступили весной 1970 года в городе Рыбинск, потом переключились на село Работки, далее снимали в Пятигорске и пригородах Батуми.

Роль Остапа Бендера озвучил актер Юрий Саранцев, что сильно покоробило Арчила Гомиашвили. Это привело к ссоре актера и режиссера. Они не общались несколько лет, и только в 1976 году Леонид Гайдай позвонил Гомиашвили и сказал: «Включай телевизор, там сейчас будут показывать уголовное преступление». Речь шла о телефильме Марка Захарова «Двенадцать стульев».

Интересно, что в 1980 году Гомиашвили и Филиппов вернулись к своим ролям в «Комедии давно минувших дней». Авторы фильм отдали дань уважения немому черно-белому кино 1920-х годов. Здесь Бендера вновь озвучил Юрий Саранцев.

Арчил Гомиашвили:

— У меня много общего с Остапом Бендером. Но меня никто никогда не спрашивал, какая разница между нами. В отличие от меня он не любил работать. Я вкалываю 24 часа в сутки. Если я выкрою полтора – два часа, то пойду и выиграю в казино.

«12 стульев» Леонида Гайдая в 1971 году стали лидером советского проката – фильм посмотрели более 39 миллионов зрителей. Настоящая классика!

Оцените статью
«12 стульев» Леонида Гайдая: упущенная роль Высоцкого, верующая мама Пуговкина и мучения Филиппова
«Сошедшие с небес» — история двоих из двадцати миллионов и один из самых трогательных и пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне