13 случаев, когда советских актеров изменили до неузнаваемости ради одной роли

В советскую эпоху гримеры творили настоящие чудеса. Правда, актерам порой было обидно.

Советские киногримеры творили настоящие чудеса, ведь тогда еще не придумали компьютерные спецэффекты, да и латексные маски придумали гораздо позднее. Но им удавалось так преобразить актеров для ролей, что потом нередко их вообще не узнавали. А исполнителям порой было даже обидно. Вот 13 примеров, когда ради одной роли гримеры изменили советских кинозвезд до неузнаваемости.

Милляра не рассматривали на роль Бабы Яги — главную роль его жизни

Приступив к работе над сказкой «Морозко» Александр Роу пересмотрел с десяток актрис — никто не подходил на роль Бабы Яги. Однажды в павильон зашел Милляр. К тому моменту он уже снимался в фильмах Роу — сыграл черта в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», а также Кащея Бессмертного. Но у Роу даже мысли не было приглашать мужчину на женскую роль. И тут, прямо в павильоне, случилось невероятное.

Милляр на глазах у режиссера стал Бабой Ягой — без грима. Но как ему это удалось? Он выставил вперед челюсть, поджал верхнюю губу, а нижнюю, наоборот, выкатил. Для большей убедительности актер сгорбился.

«Он выглядел так страшно, что ахнули даже много повидавшие ассистенты режиссера», — рассказывала киновед Ирина Павлова.

А Милляр в этот момент рассуждал так: «Баба Яга — точно не женская роль. Разве какая-то актриса позволит так менять свою внешность? А я стерплю». Роу решил — Милляр и будет жуткой старухой.

Чтобы нанести грим перед съемками, требовалось шесть часов. Актер даже получил небольшой ожог лица — переборщили с перекисью водорода. А вжиться в образ психологически ему помог один реальный случай — в Ялте он видел горбатую женщину с крючковатым носом и злым взглядом. Ее внешность буквально врезалась ему в память.

Так Георгий Милляр стал главной Бабой Ягой в советском кино — этого персонажа он играл в других сказках еще два раза. Накладной нос, клыки, жуткий парик, лохмотья — и как узнать в этом образе Милляра? Если только по его голосу.

Еще одна знаковая роль артиста — Кащей Бессмертный, которую он исполнил задолго до роли Бабы Яги — в 1944 году.  Многие до сих пор думают, что и тут гримеры очень постарались, чтобы преобразить актера. Но это совершенно не так: специальный грим не понадобился.

Причина в том, что у Миллера в то время было очень плохое физическое состояние — шла война, повсюду голод, актер перенес малярию, киностудию эвакуировали в Душанбе.

Милляр был на грани дистрофии — его вес при росте 164 см не доходил до отметки 50 кг. Поэтому даже вне съемочной площадки на него было жутко смотреть. Лошади испугались — им пришлось завязать глаза. Но зрители были уверены, что Кащей Бессмертный — это искусный грим.

Еще одна роль, для которой актер преобразился до неузнаваемости — вдовствующая королева в «Королевстве кривых зеркал». В этой сказке Милляр сыграл сразу несколько ролей, но именно в королеве его точно не узнать.

Баба Шура из «Любовь и голуби»: Тенякова подумала, что ее разыграли

40-летняя Наталья Тенякова не верила, что ей предлагают играть 65-летнюю бабушку. Актриса была уверена, что это розыгрыш: где она и где бабка? Но предложение сняться в картине Меньшова оказалось реальным, и актриса решила рискнуть.

Когда картина вышла на экраны, Тенякова сама себя с трудом узнавала в этой роли, что уж говорить о зрителях. И гримеры для этого очень постарались.

От тонкой талии актрисы не осталось и следа, благодаря накладкам из ваты и поролона. Точеные ноги скрыли под несколькими парами толстых колготок и старых башмаков, которые были на пару размеров больше. Но больше всего досталось коже актрисы.

Чтобы добиться старушечьего лица и рук, гримеры использовали специальный клей. И чем глубже делали морщины, тем глубже Тенякова входила в образ. После нанесения грима она поднималась из кресла, охая и ахая, как настоящая старушка. Даже участники съемочного процесса забывали, что перед ними 40-летняя актриса.

Людмила Шагалова расстроилась из-за предложения сыграть пожилую мать в «Женитьбе Бальзаминова»

Похожая история произошла и с Людмилой Шагаловой. 40-летней актрисе было очень обидно, когда ее позвали сыграть пожилую маму главного героя в комедии «Женитьба Бальзаминова». Актриса переживала, что действительно плохо выглядит, раз ей предлагают такую роль.

Каждый день гримеры тратили по несколько часов, чтобы сделать из молодой красотки настоящую старушку. И результат превзошел ожидания: в этом образе зрители не узнавали Шагалову. Ей приподнимали нос, рисовали мешки под глазами, а из клея формировали старческие морщины.

После съемочного дня актрисе приходилось возвращать свою молодость при помощи походного утюжка: она его слегка нагревала и прикладывала к лицу, чтобы разгладить кожу.

Как 37-летний Вицин превратился в старика и его никто не узнал

Глядя на деда Мусия в «Максиме Перепелице», зрители не верили, что перед ними действительно их любимчик Георгий Вицин. Редкая седая борода, глубокие морщины, стариковские глаза — как такое вообще возможно, ведь актер совсем молодой?

Когда 37-летнего актера пригласили на роль деда, он громко рассмеялся. Всего за год до этого он очень «помолодел» — сыграл 18-летнего футболиста Веснушкина в «Запасном игроке». А тут пришлось резко «стареть». Но для Вицина не было ничего невозможного.

Гримеры постарались, поэтому в «Максиме Перепелице» актер выглядел настоящим стариком. Конечно, потребовалось и внутреннее перевоплощение. Вицин учился шамкать и ходить по-стариковски — с трясущимися коленями. Так искусный грим и мощный талант сотворили чудо — Вицина было не узнать.

Петру Глебову было обидно — его не узнавали после главной роли в его жизни. И виной всему — грим

Для Глебова роль Григория Мелехова в «Тихом Доне» стала главной во всей карьере. Ему было около 40 лет, он играл в театре — и чаще всего второстепенных персонажей. Актер мечтал о действительно большой роли, в которой проявится весь его талант.

Режиссер «Тихого Дона» настаивал на его кандидатуре, а оператор и ведущая актриса Элина Быстрицкая отказывались с ним работать — именно из-за возраста. В романе Шолохова Гришка Мелехова гораздо моложе и выглядит по-другому: у него крючковатый нос с горбинкой. У актера нос был совсем другой, плоской формы.

Гример исхитрился и сделал накладку из воска — новый нос. Также к образу добавили густые усы, кудрявый чуб, уменьшили размер глаз и изменили форму бровей — и от внешности Глебова ничего не осталось. Актер превосходно исполнил роль Мелехова. Но почему же это не принесло ему радости?

Дело в том, что после оглушительного успеха картины актер хотел насладиться славой, но не получилось — его совершенно никто не узнавал. Глебову было обидно.

В Александре Хвыле никто не узнавал чудовищ из киносказок

Этому удивительному актеру на экране удавалось перевоплощаться в совершенно противоположных персонажей: то он строгий и молчаливый метрдотель ресторана «Плакучая ива» в «Бриллиантовой руке», то поп в «Королеве бензоколонки», то казак Чуб в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», то легендарный Морозко в одноименной сказке.

Пластичная внешность и безмерный талант позволяли ему исполнять любые роли. Но есть несколько киноперсонажей, в которых Хвылю не узнают даже его поклонники.

Это мудрец-молчальник в «Марье-искуснице», Королевский Обер-повар в «Королевстве кривых зеркал» и оборотень, слуга Кащея в «Огонь, вода и медные трубы».

Для персонажа в «Марье-искуснице» актеру сделали накладку с проплешиной, изменили форму носа и наклеили огромные густые усы.

Чтобы стать Обер-поваром в «Королевстве кривых зеркал», Хвыля носил гротескные ярко-рыжие брови, такие же густые бакенбарды и огромный нос, который напоминает картофелину.

В сказке «Огонь, вода и медные трубы» Хвыля сыграл сразу двух персонажей — Плешивого и Черного мудреца. В образе оборотня он предстал совершенно лысым, с накладным носом и необычной бородой. И каково же было удивление зрителей, когда они узнали, что Черного мудреца играет этот же актер!

Андрей Файт: за маской злодея скрывался настоящий красавец

В свое время Андрей Файт был известен как главный кинозлодей. На экране он мастерски перевоплощался в негодяев, особенно в сказках. Вспомнить хотя бы роль Нушрока в «Королевстве кривых зеркал».

Гримеры изменили лицо Файта до неузнаваемости: вылепили глубокие морщины, очень высоко подняли брови, сделали накладку на нос, который стал как клюв у коршуна (что оправданно, ведь Нушрок — и есть коршун).

Итак, с экранов Андрей Файт наводил страх на маленьких зрителей, а в жизни он был весьма привлекательным мужчиной. Но далеко не все зрители узнавали любимого актера — настолько его внешность менялась из-за грима.

Ради роли в «Мэри Поппинс» Табаков делал яркий маникюр и носил чулки

На роль деспотичной Мисс Эндрю в фильме «Мэри Поппинс, до свидания» не соглашалась ни одна актриса. И тогда режиссеры стали искать среди мужчин. Табаков сразу же ухватился за этого персонажа, понимая, что ему придется стать женщиной — как внешне, так и в поведении. Уж очень актеру хотелось поозорничать, а тут такая уникальная возможность!

Парик, классический макияж, яркий маникюр, накладной бюст, чулки — все это Олег Табаков носил ежедневно. Чтобы не выглядеть лишь пародией на женщину, он перенял многие дамские повадки у своей тещи.

Оцените статью
13 случаев, когда советских актеров изменили до неузнаваемости ради одной роли
По одному роману в начале 70-х сняли сразу два фильма. Получилось очень по-разному