17 «ужасных» грехов Анны в «Сладкой женщине»

«Сладкая женщина» (реж. В. Фетин, 1976)

Такое ощущение, что при создании образа Анны Доброхотовой (Наталья Гундарева) создатели фильма руководствовались формулой «Минимум сочувствия – максимум осуждения». Героиня получилась настолько социально и психологически отрицательной, что авторы не постеснялись оставить ее в полном одиночестве, без какой-либо надежды на женское счастье и достойное будущее.

Сейчас, спустя почти полвека, когда советские идеалы уже не настолько святы, а ценности общества потребления уже не настолько ужасающи, социальные недостатки Ани представляются даже вполне приемлемыми. Ну, а что? Бабёнка всё в дом, всё в дом. За собой следит, ухоженная, нарядная. Чистоплотная, аккуратная, хозяйство в порядке держит. Почему же ей не хотеть жить в отдельной квартире да еще и с гарнитуром? Злоупотребляет положением общественницы? А кто бы этим не воспользовался на ее месте? Многие бы воспользовались.

Тем не менее, кажется, что сочувствие и понимание эта героиня по-прежнему вызывать не может, несмотря на все пролитые в кадре слезинки. Отрицательных качеств у нее хватает. Но, быть может, они не так уж и отрицательны, как их преподносит фильм.

1. Анна откровенно корыстна. Всё, что она делает, она делает для собственной выгоды. Ну, не всем быть альтруистами. В принципе, это нормально, ибо всегда рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. По нынешним меркам так было бы даже странным, если бы Аня не мечтала о собственном жилье, а довольствовалась бы комнатой в общежитии от предприятия.

2. Она не обладает семейными ценностями, не дорожит отношениями с матерью и сыном. Сына она просто спихнула бабушкам, а затем в училище. Да, так делают. Делали, делают и будут делать. С матерью у Ани отношения в целом нормальные. Правда, она не захотела мать забрать к себе в город. Можно подумать, на ее месте любой другой захотел бы. Да и каких-то очевидных показаний для этого всё же не было. Так что выставлять Аню плохой дочерью как-то чересчур.

3. Бескультурная халда, место которой в базарном ряду. Я-то ничего против базара не имею (какая-то часть меня очень даже созвучна этой стороне личности Анны). А вот муж Ани, положительно-советский гражданин, почему-то и как-то не по-советски недолюбливает тружеников торговли: «Тебе ведь среди рабочих людей плохо. Тебе бы в лавке где-нибудь, на базаре!».

Аня, бесспорно, грубовата и хамовата, но не до такой же степени, чтобы этим кого-то шокировать. Судя по фильму, она такая вообще одна на фоне исключительно интеллигентного рабочего окружения.

4. Не понимает и не любит искусство. Стихи слушает и в театр ходит, но делает это снисходительно и равнодушно, ибо это надо всего лишь потерпеть ради мужского общества. Возможно, это что-то и говорит о культурном уровне героини, но, честно сказать, такой камень можно бросить в каждый второй огород.

5. Занимается общественной деятельностью формально, лишь потому, что это дает некоторые привилегии и открывает возможности для получения личной выгоды.

Любители петь дифирамбы «золотому веку» советской действительности припоминают много хороших вещей о той эпохе, но о таком явлении, как блат, обычно помалкивают. А между тем, советское «по блату», «по знакомству» явление примечательное. Многим очень трудно признать, что сейчас с этим гораздо лучше и проще, чем тогда.

– Ты как вообще на радио работать попал?! У тебя там что, блат?

– Ну почему сразу блат то? Сестла.

Анна дитя своей эпохи. Но отчего-то ее показали так, словно она одна-единственная занимается махинациями с путевками. Иначе как соцзаказом на изображение социально порицаемых качеств ее образ и не объяснить. А если посмотреть вне этого аспекта? Да, Аня поступает нехорошо, но грешок так себе, из мелких.

6. Не доверяет людям, первым делом думает о них плохо. Вот и на Тихона глядела косо, деньги спрятала и даже топор на всякий случай поближе положила. Ну, не у всех знакомство в электричке заканчивается бесценным приобретением Гоши. Всякое бывает. Недоверчивость, мнительность качества не однозначно отрицательные. А те, кто немало повидал, нередко проповедуют принцип «Думай о людях хуже, чем они есть, и ты никогда не будешь разочарован» (или «Если вы будете ожидать худшего от человека, вы никогда не будете разочарованы» Энтони Берджесс).

7. Не хочет учиться, не ценит образование, интеллектуально не развита и ограничена. В этом смысле Аня проигрывает своей коллеге и подруге Лиде, которая всё в жизни сделала правильно. Ну, а для Анечки ВУЗ значит «Удачно Вышла Замуж». С одной стороны, отрицательное отношение к этому качеству оправдано. С другой стороны, ну, не всем же быть образованными. Не имеет человек тяги к этому, что же его за это осуждать? На работе, кстати, Анне это не мешает.

8. Не имеет целей и не стремится к личностному росту, развитию. Есть такое. Но если говорить исключительно о личностном росте. Пусть и материальные, бытовые, «мещанские» цели у Анны есть, и она вполне себе целеустремленный человечек. Заикнулась о квартире – вот тебе квартира, обмолвилась о пылесосе – вот тебе пылесос. Не каждая так умеет мужиками крутить.

9. Материальное ставит выше духовного. А не стереотип ли это, что должно быть наоборот? Возможно, это вообще вопрос личного выбора и личных предпочтений, и ничего более. Хотя люди, склонные к философствованию, найдут, о чем здесь подискутировать.

10. Придирается, пилит, обвиняет других. Да, неприятное качество. Но я иной раз слышу, что в соседских квартирах творится или где-то даже в общественных местах. Половина жен так со своими благоверными разговаривает. И ничего. У меня больше вопрос к мужчинам, которые с такими женами живут: не напрягает ли их это? Сильно напрягало бы, они, как муж Анны, Николай Егорович, ушли бы. Но ведь не уходят. Возможно, что-то перевешивает.

11. Перекладывает на других свою ответственность. Анна иногда пытается играть в «жертву», но эта роль у нее плохо получается. И мать у нее сама во всем виновата, и муж виноват в том, что она сына редко видит. И Тихон виноват в том, что она сына не встретила, как положено. Но долго Анна в этой роли находиться не может: быстро переключается в агрессора, уплывает в родную стихию. Она образцовый преследователь (о чем речь пойдет в отдельной статье).

12. Очерняет людей, даже не зная их. Нехорошими словами прошлась она и по предполагаемой любовнице Николая Егоровича, и по жене Тихона Дмитриевича, и даже по людям из родной деревни. Тихон отметил, что она, должно быть, по себе о других судит. Возможно, и так. В конце концов, это всего лишь элементарная психологическая защита, а она от хорошей жизни не включается.

13. Плохая мать, кукушка. Это сейчас движение чайлдфри хоть мало-мальски получило право на существование, а раньше общество и выбора особо не давало – заводить детей или нет. Положено и всё тут. В этом твоя цель жизни и миссия, твой долг перед обществом и признак адекватности. А материнство это то, что не всем дано (я сейчас не только про биологические возможности) и не всем хочется.

Так вышло, что материнство Анна по молодости и беспечности познала. Обязана ли она любить ребенка и быть хорошей матерью? Вряд ли. Заботится о ребенке обязана, но она и заботилась – насколько ей хватало желания и ресурсов. Грань, за которой ее лишили бы родительских прав, Анна не перешла.

14. На мужчин смотрит лишь как на средство получения желаемого. Ну, мужчины в этом фильме тоже хороши! Им пару раз улыбнись, и они уже на всё готовы – и в койку, и в загс. Наивность, конечно, не порок, но в данном случае ответственность за развитие и исход отношений справедливо было бы поделить поровну.

15. Врет, даже там, где в этом нет необходимости. Когда сын из училища приехал в гости и спросил мать, ждет ли она кого-то, Анна зачем-то ответила, что нет (хотя стол был накрыт и бутылочка явно ждала того, что ее будут распивать). Я бы сказала, что это даже не грех и не порок, а маленькая слабость. Знаю я таких людей. Они обычно не со зла врут. Природа у них такая. Они и подумать не успеют, как уже соврали. А спроси их, зачем, ответить не смогут. В их случае ложь чаще всего безобидна.

16. Выбирает «казаться», а не быть, старается выглядеть соответственно тому, как ее хотят видеть другие. Всё делает напоказ. А у нее выбора в каком-то смысле нет. Чтобы быть, а не казаться, нужно действительно кем-то быть: иметь четкие личные границы, чувствовать и понимать свое «Я», быть цельным, насколько это вообще возможно для человека. Как-то наткнулась в Интернете на фразу «Цельным и гармоничным может быть только кот. Человек по определению таким быть не может». Ну, я с этим согласна.

17. Шарится по карманам, нарушает личные границы. Это со всех сторон нехорошо. Правда, хорошо объясняет, почему Анна не доверяет людям. Человек, у которого нет своих здоровых личных границ, не видит и не уважает чужих границ.

Анна, определенно, не самый легкий и приятный в общении человек, но, на мой взгляд, создатели картины перегнули палку, выставив женщину в совершенно неприглядном виде. Они карикатурно подчеркнули ее недостатки, представив их чуть ли не как пороки и смертные грехи, которые ставят на Анне крест как на личности.

Она ничего противозаконного или аморального не делает. Она, конечно, тот еще «преследователь» (если не сказать абьюзер), но это не причина подписывать ей приговор на одиночество. Люди с таким характером и такой системой ценностей тоже могут найти подходящих для жизни и отношений партнеров. Может, еще и будет на ее улице праздник.

Оцените статью
17 «ужасных» грехов Анны в «Сладкой женщине»
Голодное детство, измены мужа и «служебный роман» в реальности: Алисa Фрейндлих