4 образа Зоси: какой могла быть единственная любовь Остапа Бендера

Несмотря на то, что об Остапе Бендере Илья Ильф и Евгений Петров написали целых два романа, любовная линия главного героя прописана в них весьма и весьма скромно. В «Двенадцати стульях» увлечением «сына турецкоподданного» является вдовица «инвалида империалистической войны», она же «знойная женщина» и «мечта поэта», гражданка с фамилией Грицацуева.

Смею предположить, что имя у нее тоже было, но в книге оно не указано, вероятно, его не знал и сам Бендер, предпочитая обходиться неименной формой обращения — «моя курочка».

Впрочем, несмотря на то, что отношения между Остапом Ибрагимовичем и этой безымянной мадам окончились браком, полноценной любовной линией их не назовешь: любви в них, по крайней мере со стороны гоняющегося за стульями афериста, не было ни на грош.

Как бы то ни было, к началу следующей истории Бендер уже получил извещение о разводе и, следовательно, мог пуститься в очередную игру с чувствительными женскими сердцами, ощущая себя свободным человеком.

Итак, авантюра с миллионами господина Корейко, описанная в «Золотом теленке», свела Остапа с Зосей Синицкой, в которую уже был пылко влюблен подпольный советский капиталист из города Черноморска.

Зосе исполнилось 20 лет, она жила с дедом в коммунальной квартире, хотя, пожалуй, точнее будет «выживала»: финансовое состояние маленького семейства Синицких, как следует из текста книги, являлось почти катастрофическим.

Об облике Зоси читателю известно немногое:

«комнату вошла девушка с мокрыми стрижеными волосами»;

«у нее был тот спортивный вид, который за последние годы приобрели все красивые девушки»*.

Что касается черт характера, то и здесь вытянуть многое не удастся. Зося не слишком умна, но и не глупа, немного капризна и порывиста, вероятно, чуть-чуть меркантильна. Так, Александру Ивановичу Корейко она отказывает по причине низких доходов последнего. Не исключено, конечно, что она просто его не любила, но сказать об этом прямо сочла невозможным.

«Она никогда не думала, что Александр Иванович какой-то такой. Напротив, она всегда была уверена, что он хороший. Лучше многих. И, конечно, достоин всего. Но у нее именно сейчас какие-то искания, какие? — она и сама не знает.

В общем, она в данный момент выйти замуж не может. Да и какая жизнь у них может выйти? У нее искания! А у него, если говорить честно и откровенно, всего лишь 46 рублей в месяц.*.

1. «Золотой телёнок», 1968 год: Зося Синицкая — Светлана Старикова

В швейцеровском «Золотом теленке» Зося — девушка абсолютно обычная. Симпатичная, без особых достоинств и недостатков. Стрижка — короткая, личико — симпатичное, фигурка — присутствует. А, в общем и целом, эта внучка ребусника ничем не выделяется на фоне других. Таких, как она — тысячи и тысячи.

Неудивительно, что Бендер обратил на нее пристальное внимание лишь после того, как узнал, что она связана с Корейко. Одной милой внешности для него мало, а вот если к этому добавится корыстный интерес…

Следует отметить, что, в отличие от Остапа, у неизбалованного женским вниманием подпольного миллионера такая Зося действительно могла бы вызвать глубокие чувства: в ее сияющих темных глазах достаточно очарования.

2. «Золотой телёнок», 1973 год: Маркитка (Зося Синицкая) — Лили Монори

Пожалуй, даже Бендер в ковбойской шляпе не так поразил меня в этом фильме, как поразила девушка с чудесным именем Маркитка (подобно остальным персонажам этой венгерской экранизации Зося не избежала переименования).

В том, что большая любовь Корейко — особа весьма современная, сомнений и так не возникает. А потому совсем неясно, зачем режиссеру понадобилось выставлять ее в неприглядном свете.

Маркитка выглядит так, словно о простых гигиенических процедурах (вроде регулярного мытья головы) она до сих пор не знает. Дополняет ее неухоженность и странная на вид одежда, которую кокетливой девушке 20 лет и в голову бы не пришло выбрать. Что до характера и манер, то здесь она бы дала сто очков воспитанному улицей Балаганову.

Она лихо пьет, курит и платит за себя и Корейко. Нет, я понимаю, революция, эмансипация…но это чересчур. Стоит ли удивляться, что по сюжету фильма Бендер вообще с ней не пересекается? Хотя и то, как ею мог прельститься бедный миллионер, остается загадкой.

*

3. «Мечты идиота» (по роману «Золотой теленок»), 1993 год: Зося Синицкая — Алика Смехова

Алике Смеховой, сыгравшей двадцатилетнюю Зосю, было 25 лет, но я почему-то никак не могла избавиться от ощущения, что ей больше подойдет описание — «знойная женщина» и «мечта поэта». На нищую девочку из Черноморска, живущую приготовлением дешевых и вкусных обедов для холостяков, она как-то не похожа. В этом фильме с привкусом 90-х годов, Зося, кстати говоря, имеет другую работу — поет.

Не только облик, но и манеры Синицкой претерпели изменения. И вот — перед зрителем роковая женщина, которую сложно назвать «нежной и удивительной».

Надо заметить, что меняется в этой экранизации не только героиня, меняется и финал: Зося не выходит замуж за Перикла Фемиди, она остается с Бендером, который демонстрирует, что ради нее готов отречься от денег. В результате все трое, Остап, Зося и их миллион в чемодане, уходят в светлое будущее.

4. «Золотой телёнок», 2006 год: Зося Синицкая — Ольга Красько

Сериал, ставший дословным пересказом романа, казалось бы, сюжетных вольностей не предполагал. Однако же, в 8 серии режиссер решил иначе, и Зося, скорее классическая — без отклонений в сторону «очень современных женщин» или «роковых особ», все-таки пошла к алтарю с Бендером (или ему это лишь пригрезилось — финал-то все-таки двойственный).

В целом, Синицкая здесь вышла легкой и трогательной, а еще очень влюбленной в Остапа Ибрагимовича. Настолько, что забыла о Фемиди, как только наш заскучавший авантюрист появился на горизонте. Нет, все-таки странная здесь концовка, право слово.

Если в семейную жизнь пары, сложившейся в «Мечтах идиота» вполне можно поверить — герои там стоят друг друга, то милая Зося и разочаровавшийся аферист Бендер вряд ли смогут быть вместе.

Из 4 фильмов по «Золотому теленку» в трех был изменен финал. В двух — Бендера все-таки тянет к Зосе, в одном — с точностью до наоборот…На мой взгляд, в счастливое будущее пары поверить очень сложно. Да и, признаться, я не была уверена, что Остап все-таки любил эту девушку. Оттого, пожалуй, и предпочитаю концовку книжную, где персонажи идут своими дорогами.

Оцените статью
4 образа Зоси: какой могла быть единственная любовь Остапа Бендера
Как выглядит «Ирония судьбы» в глазах зарубежных критиков