Весной 1984 года на экраны вышел фильм Владимира Бортко «Блондинка за углом», главные роли в котором сыграли Андрей Миронов и Татьяна Догилева. Режиссер в этой картине раскрыл актуальную проблему дефицита товаров в эпоху позднего застоя.
До этого фильма Бортко снял на «Ленфильме» несколько кинолент, которые особым интересом у зрителей и критиков не пользовались. Была среди них картина 1978 года под названием «Комиссия по расследованию», о которой вспомнили после катастрофы в Чернобыле, назвав работу режиссера почти пророческой.
35-летнему Бортко понравился сценарий мелодрамы, он добился, чтобы фильм попал в план, после чего весной 1982 года картину запустили в работу, пишет aif.ru.
Андрей Миронов дал согласие сыграть скромного астрофизика, который после работы в НИИ устроился простым грузчиком в универсам. Для актера, совсем не похожего на своего экранного героя, эта роль стала вызовом.
Миронов и Бортко вместе выбирали актрису на главную женскую роль. Сначала «под прицел» попала одна из самых ярких звезд советского кино начала 80-х годов Александр Яковлева, которая уже снялась в «Экипаже» и заканчивала работу в «Чародеях».
Однако карты спутал отец режиссера – театральный режиссер Владимир Бортко-старший, который посоветовал сыну пригласить на пробы молодую актрису «Ленкома» Татьяну Догилеву.
Такой дуэт уже гарантировал успех фильму, потому что в 1981 году на экраны вышел схожий по настроению фильм Аллы Суриковой «Будьте моим мужем…», где Андрей Александрович сыграл в паре с блондинкой Еленой Прокловой. Эта картина собрала в прокате 32 миллиона зрителей.
Снимал свой фильм Владимир Бортко достаточно быстро, чтобы уложиться в график. В качестве Москвы выступили не только столичные улицы, но и Ленинграда. Местом работы главной героини стали недостроенный московский универсам в Отрадном и ленинградский универсам «Южный».
В декабре 1982 году закончилась работа над фильмом, после чего началась его непростая прокатная судьба. Конечно, сегодня темой дефицита в кино никого не удивишь – в наше время на многие темы можно снимать кино. А вот 40 лет назад это была одна из самых больших мозолей на теле общества.
С одной стороны людям все еще рассказывали о светлом социалистическом будущем и равноправии, с другой – граждане видели неравномерное распределение благ, которые, собственно, по закону этим самым гражданам и принадлежали.
Кроме того, во время съемок фильма «Блондинка за углом» умер Леонид Брежнев и бразды правления страной перешли к Юрию Андропову. В Госкино не знали, как он изменить вектор развития кино. Поэтому фильм выпускать чиновники не торопились, и регулярно вызывали Бортко на ковер, чтобы озвучить ему очередную порцию замечаний.
Его мнения никто не спрашивал, поэтому, выслушав чиновников, он возвращался из Москвы в Ленинград, и начинал очередную «работу над ошибками».
Пока режиссер и чиновники продолжали править фильм, время сдачи его в прокат вышло – в 1983 году на киностудии его не дождались. Кроме того, после правок «Блондинка за углом» превратилась в короткометражку, которую могли не выпустить в широкий прокат, а актером заплатили бы за работу более скромные гонорары.
И вдруг, выход из этой ситуации нашли сами чиновники, которые понимали, что денег потрачено много, а на выходе почти ничего нет. Они предложили вставить в картину музыкальные номера в исполнении Андрея Миронова.
Актер сразу согласился, эти номера Бортко расставил по ходу фильма. Смотрелось не очень гармонично, так как песни рвали сюжет в самых неожиданных местах. Но на 1 час 18 минут хронометраж кино растянуть получилось. Но зрители оценили высоко – в 1984 году в кино на фильм «Блондинка за углом» пришли в кинотеатры больше 24 миллионов человек.