40 лет фильму «Мираж»: что не так с культовым советским кинодетективом

Этот фильм стал настоящим символом эпохи. Советские зрители у телеэкранов восхищались и переживали не за героев революции и войны, не за строителей коммунизма, а за самых настоящих бандитов.

Ровно 40 лет назад, 10, 11 и 12 августа 1983 года по первой программе Центрального телевидения состоялся премьерный показ трехсерийного художественного фильма «Мираж» от Рижской киностудии.

В советском кинематографе существовал огромный дефицит детективных и вообще остросюжетных фильмов на современную тематику. А еще наши зрители обожали, когда события на экране происходили на том самом Загнивающем Западе, где все живут плохо, но богато.

Так, например, герои «Миража» — люди без средств к существованию, но при этом одеты в вещи, которые недоступны простому советскому человеку. Нет денег, но зато они распивают напитки, которые в советских квартирах ставят в бар для понтов, а не для употребления.

Кинематографисты Латвийской ССР еще в 70-е уловили тренд на современный детектив. Рижская киностудия стала главным производителем криминальных фильмов.

Алоиз Бренч снимает целую серию картин о советских милиционерах: «Свет в конце тоннеля»«Ключи от рая»«Шах королеве бриллиантов» и др. Его коллеги по киностудии выдают аналогичные «Три дня на размышление»«Следствием установлено» и др.

Для Центрального телевидения поставлены экранизации современных западных писателей «Смерть под парусом» и «Незаконченный ужин». В обоих фильмах, кстати, снималась Мирдза Мартинсоне.

И все эти фильмы — классические детективы, где в основе сюжета процесс расследования и поимки преступника. Мини-сериал «Мираж» (1983), поставленный по роману фактически запрещенного в СССР Джеймса Хэдли Чейза, рассказывает о преступлении с точки зрения правонарушителя – отрицательного героя.

Советский зритель четко знает, что если на экране преступник – это всегда злодей. Он может быть с человеческим лицом, как в «Месте встречи изменить нельзя», но все равно останется негодяем. Его поступки нельзя ничем оправдать, можно принять только его раскаяние.

Американских бандитов в «Мираже» Алоиз Бренч показал по-своему благородными людьми, в которых хочется влюбляться (это я про Мирдзу Мартинсоне), за которых хочется переживать и надеяться, что их преступный замысел принесет им счастья. А когда преступникам придется расплачиваться за свои грехи, зритель пустит слезу, совершенно забыв про убитых инкассаторов.

Грабители и убийцы в культовом советском фильме стали положительными героями. Сами того не желая, авторы фильмы сформулировали посыл: не нарушив закон – ты не выберешься со дна жизни, не добьешься успеха.

Нечто подобное произойдет чуть позже и в российском кино. Многие наши соотечественники всерьез считают Сашу Белого из сериала «Бригада» воплощением жизненного успеха и примером для подражания.

Оцените статью
40 лет фильму «Мираж»: что не так с культовым советским кинодетективом
«Папиросница от Моссельпрома» — лоточница становится актрисой