Во второй половине 1980-х годов, во времена Перестройки, устроенной в СССР генсеком Михаилом Сергеевичем Горбачевым, в стране началась короткая эпоха вседозволенности, которая в первую очередь отразилась на советском кинематографе. Режиссерам разрешили снимать все, что им взбредет в голову. Цензура была упразднена. Но вседозволенность погубила советское кино, которое превратилось в ширпотреб, а не высокое искусство.
Резьба была сорвана. Режиссеры разоблачали Сталина и его приспешников, на экране появилось много голых женщин и мужчин, создатели фильмов ударились в мистику, снимали картины о кооперации и религии, социальном и сексуальном раскрепощении, молодежных субкультурах и маньяках.
Некоторые киноленты и вовсе не имели никакого сюжета, который заменили каким-то трудно осознаваемым абсурдом. Зрители не понимали, как все это растолковать. Им нравилась «клубничка», боевики и тупые комедии. Представляю вам одни из самых сомнительных «шедевров» кино времен Перестройки.
«Операция «Кооперация»» (1989)
У зрителей нет единого мнения насчет начала «заката» в творчестве гениального советского комедиографа Леонида Гайдая. В любом случае вкус стал подводить мастера с середины 80-х годов. «Операцию «Кооперацию»» точно можно отнести к худшим фильмам создателя «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки».
В своей перестроечной комедии Леонид Иович попытался охватить модные тенденции второй половины 1980-х годов. В это время в стране зарождалась кооперация, а вместе с ней и мафия, по улицам спокойно ходили «ночные бабочки», в советских газетах и журналах можно было писать о чем угодно, а церковные традиции стали поводом для стеба.
Дмитрий Харатьян играет первого городского частного детектива. Кооператоры были похищены представителями местной мафии, которая требовала за их освобождение выкуп. По ходу расследования главный герой знакомится и влюбляется в девушку, которую играет Ирина Феофанова. Шутки в фильме не смешные, фирменных гайдаевских гэгов в нем нет, а актеры играют весьма посредственно.
«Бабник» (1990)
Режиссер Анатолий Эйрамджан снял много низкопробных комедий, включая «Бабника». В фильме рассказывается о немолодом холостяке Аркадии, которого сыграл вальяжный Александр Ширвиндт. Главный герой пользуется невероятным успехом у женщин. Его жизнь изменилась после приезда сына-ботаника Коли, которого мужчина отдал на «перевоспитание» местному ловеласу. В итоге парень стал бабником круче, чем отец.
Для известных актеров, снимавшихся в фильмах Эйрамджана, это был дополнительный заработок к небольшой театральной зарплате. Они заранее знали, что снимаются в халтуре, поэтому особой актерской игры в таком кино вы не увидите.
«Город Зеро» (1988)
Инженер Варакин в исполнении Леонида Филатова оказался в уездном городке, куда его направило руководство предприятия. Он случайно попал в местный краеведческий музей, увидел там восковые фигуры исторических личностей и странные артефакты, например, пистолет, принадлежавший ногайскому мурзе Петру Урусову, и кровать, на которой спал Атилла.
В абсурдистском фильме Карена Шахназарова можно увидеть голых женщин. В нем упоминается общество «Память». Герой Филатова попадает в заколдованное место, из которого не может выбраться. В городе творится какая-то чертовщина.
После выхода фильма вышла книга консервативного социолога Сергея Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием», в которой он на полном серьезе назвал «Город Зеро» «эзотерическим манифестом» и «тайным планом по развалу Советского Союза». Абсурд достиг своего апогея на экране и в жизни.
«Меня зовут Арлекино» (1988)
В чернушной социальной драме рассказывается о молодежных уличных группировках. Конечно же, в фильме не обошлось без насилия, криминала и секса, которые в то время были новомодными трендами.
Молодыми гопниками из провинциального городка руководит главарь банды Арлекино. Их враги – мажоры и неформалы. Возлюбленная главного героя нашла себе богатенького паренька и бросила уличного хулигана, который творит настоящий беспредел.
«Действуй, Маня!» (1991)
Режиссер Роман Ершов решил соединить в фантастической комедии-боевике сюжеты «Терминатора» и американского фильма «Ох уж эта наука». Это история о двух сотрудниках научно-исследовательского института, которые стали создателями кооператива. Их цель – уничтожить мафию. Для этого им понадобился супермен.
Во время разработки непобедимого бойца ученый посмотрел на плакат с изображением красивой девушки и создал Супер-Маню (роль молодой Юлии Меньшовой). До уровня американских фантастических боевиков дешевая комедия Романа Ершова даже не приблизилась.
Все эти фильмы сегодня невозможно смотреть. Мне кажется, режиссерам должно было впоследствии стыдно за такое кино, которое не имеет к искусству ни малейшего отношения, а создано на конъюнктурной основе, чтобы возбудить у зрителя низменные инстинкты, поразить или рассмешить, используя шутки «ниже пояса».
А какие посредственные перестроечные фильмы вы бы добавили к этому списку? Напишите свое мнение в комментариях.