60 лет фильму «Я шагаю по Москве»

Фильму «Я шагаю по Москве» в этом году исполняется 60 лет! Но гениальное кинополотно эпохи оттепели, шедевр сделанный сценаристом Г. Шпаликовым, режиссёром Г. Данелией и оператором В. Юсовым «Я шагаю по Москве», не все приняли на ура.

Народу фильм понравился, а вот критики душились интеллектуальными умозаключениями, шипели как змеи, и высматривали за каждым кинообразом какую-то скрытую химеру.

Многие критики сочли фильм антисоветским, писали что он вызывает избыток умилённых, розовых эмоций и ни к чему не обязывает. Другие писали, что Данелия и Шпаликов выступили этакими лакировщиками действительности, далёкими от правды жизни.

Кроме полотёра, героя В. Басова, принципиальных людей в картине нет — заявляли они.

Но после первого штурма критики, второй был куда более нежным и позитивным. Картину признали лёгкой, умной, полной не программного, а жизненного оптимизма, что практически в каждой сцене слышится пульс сегодняшнего дня.

А подытожил всех великий М. Ромм: «Это картина о совсем молодых людях. Вспоминаешь её — и хочется улыбаться. Картина начинается с улыбки и кончается ею. Она улыбается всеми своими кадрами… Каждый её кадр радует весёлой изобретательностью режиссёра и оператора».

По-любому после реализации сценарных работ Г. Шпаликова, его двух стартовых фильмов, наш кинематограф стал сиять совсем иными, неведомыми доселе красками.

В шутливой песне Шпаликова «Я шагаю по Москве, как шагают по доске» есть строчки, почти дословно процитированные в фильме: «Здесь когда-то Пушкин жил, Пушкин с Вяземским дружил»…

Пушкинскую тему в одном из эпизодов обыгрывает в своей квартире Колька, показывая Володе Ермакову на соседнее здание, он сообщает: «А вот в том доме когда-то Пушкин жил».

По заверению Кольки, теперь там живут родственники поэта, и в частности, его правнук, являющийся игроком футбольной команды «Торпедо». Володя, посмотрев на выглянувшего из окна родственника, соглашается, что похож.

Общительный Колька, беспечно-обаятельный балагур и весельчак, чувствует внутреннюю потребность принимать участие во событиях, что разворачиваются вокруг него.

На роль Кольки рассматривались разные претенденты: Виталий Соломин, Геннадий Бортников, но в итоге Г. Шпаликов настоял чтобы Кольку играл 18-летний Никита Михалков.

Данелия по-началу был против, так как знал Никиту ещё подростком, и был искренне удивлён как он вырос за год-другой, и согласился, что он теперь вполне потянет роль метростроевца.

Как сказал Г. Данелия, что тут получилось, пока они со Шпаликовым бесконечно переделывали сценарий, вышло прямо как по Маршаку: «Ведь во время пути — собачка могла подрасти». Или как по Андерсену — гадкий утёнок стал лебедем.

С поиском актёра на роль Сашки, жениха-призывника, вышла история похожая. Утверждённого на роль Владимира Грамматикова, как и его будущего героя, забрали в армию, а утверждённый в последствии на эту роль актёр по имени Игорь (фамилию его тщательно скрывают), показался Данелии малоубедительным.

Как вспоминал Е. Стеблов, что будучи студентами, они с однокурсниками приезжали на Мосфильм, и просто там слонялись без дел, в надежде, что кто-то на них обратит внимание. Так в итоге и вышло.

Ассистент картины затолкала всю компанию на пробы. И Е. Стеблов очень всем понравился. Просто идеально и органично он вписывался в образ Сашки. Осталось только уговорить Б. Захаву, ректора «Щуки», который категорически был против съёмок студентов.

Дальше уже пошли работать скрытые инструменты. Захава снимался у Бондарчука в «Войне и мире», а последний дружил с Данелия, и вот через авторитеты и дружбу, Захаву убедили, и второкурсника Е. Стеблова протащили на роль.

Самый ужас был — реакция безфамильного Игоря, которого сняли с роли Сашки. Он разразился чудовищной бранью на всех, чуть ли не с кулаками лез на режиссёра и оператора, и напоследок обещал всем устроить сладкую жизнь.

Проще всех сложилась судьба героя Володи Ермакова — монтажника из Сибири. Актёра К. Локтева без проб утвердили на роль, так как он уже был восходящей звездой кино, прославился в «Прощайте, голуби» и служил в театре им. Пушкина.

Кстати, Ирина Мирошниченко, которая не согласовала свою крохотную роль в картине с деканатом студии МХАТ, и появляется в кадре всего-то на пару минут, играя красавицу-сестру Кольки, чуть не вылетела из института. Но её помиловали, влепив строгий выговор по комсомольской линии.

На роль продавщицы пластинок Алёны режиссёр выбрал Наталью Селезнёву.

Несмотря на то что девушке было всего 17 лет, она уже была опытной киноактрисой, имея за плечами ряд детских ролей, и к тому же Наталья была высокого роста, хороша собой и вполне тянула на роль самостоятельной работающей девушки, но худсовет не утвердил её категорически, сочтя её несолидной.

Вскоре нашли солидную — Галину Польских. Актрисе на момент съёмок было уже 24 года, и она уже имела опыт в кино, и даже прославилась в фильме «Дикая собака Динго».

Важнейшую, ключевую сцену фильма под кодовым названием «Девушка под дождём» снимали несколько дней. В этой сцене, трудно поверить, снялись три разных девушки и два разных парня. Эта сцена была главной квинтэссенцией сценария, и с неё вытек весь сюжет.

Когда пьяный Шпаликов пришёл с бутылкой шампанского домой к Георгию Николаевичу с вестью, что он написал сценарий, то у него на бумаге была только эта сцена. Льёт проливной дождь, а по тротуару босиком идёт девушка, за которой едет велосипедист с зонтом! — А дальше? — Всё! Дальше придумаем!..

Вот так и родился один из самых светлых советских фильмов. Всё остальное сценарист сочинял по ходу. Это «по ходу» длилось год, и Г. Шпаликову пришлось написать 17 разных сценариев. Причём и названия были разные. Основное название картины было — «Верзилы», ибо герои были вначале далеко не хлюпики и желторотики.

Так вот три дня снималась ключевая сцена фильма, и каждый раз юные студентки-артистки добротно обливаемые водой из брандспойтов на следующий день отказывались приходить на съёмки.

Третьей девушкой вообще стала журналистка, которая наведалась к режиссёру за интервью. В кадр в итоге попали её ноги. У другой артистки вошли дальние планы без лица, а лицом засветилась юная студентка ВГИКа Светлана Беседина.

Один из двух велосипедистов был Олег Видов. Но его практически в кадре не видно. Ключевая сцена ставшая потом олицетворением духа оттепели снималась вот так необычно.

Остаётся только гадать как сыграл бы утверждённый на роль полотёра Рудольф Рудин — наш пан Гималайский. Но актёр запил, и не явился на съёмки. Данелия в отчаянии пожаловался на это режиссёру В. Басову, который снимал в соседнем павильоне фильм «Тишина».

И Басов предложил попробовать себя, чтобы не терять время и съёмочные дни. Всё зашло с первого дубля. Басов был неподражаем в этой маленькой роли. Тем самым «Я шагаю по Москве» открыл нам актёрский талант Владимира Басова, который потом еще долгие 20 лет радовал нас неподражаемыми короткими ролями.

А ещё Шпаликов и Данелия в лице полотёра выразили мнение критиков, которые сильно придирались к фильму в процессе съёмок, довольно смешно простебав их таким образом. Кстати, эта сцена снималась самой последней, когда уже весь материал был полностью готов.

Некоторые из персонажей, появившиеся в ранних версиях, впоследствии исчезли. К ним относится, в частности, малоприятный физик Митя, бывший ухажёр продавщицы Алёны.

Его должен был сыграть юный Валентин Смирнитский. Но Митя исчез из сценария, а В. Смирнитский остался. Это он в крохотном эпизоде с покупкой пластинок изображает молодого военного.

А вообще картина обрадовала дебютами и искупала нас небольшими запоминающимися ролями больших артистов. Сколь яркие нервный герой Р. Быкова, великолепная дама с зонтиком И. Скобцевой, замороченный милиционер Л. Дурова.

Первую роль в кино в крохотном эпизоде исполнила И. Чурикова, рисующая лошадь. А как прекрасна танцующая на аэродроме, абсолютно счастливая Арина Алейникова.

Особенно почему-то жалко михалковского Колю. Человек отпахал ночную смену, потом поспал ровно 43 минуты, и ещё целый день накручивает десятки километров по Москве, чтобы вскоре пойди таскать свою вагонетку опять целую ночь.

Странно, что Геннадий Фёдорыч Шпаликов не уговорил Г. Данелия снять свою жену Инну Гулая. Инна в роли Алёны смотрелась бы гармонично. А после фильма «Когда деревья были большими», снятым накануне, вообще была звездой экрана.

И такая девушка, с гулаевскими глазищами, в Сибирь бы точно поехала. Но с трудом верится, что героиня в исполнении Г. Польских вот так сорвётся в Сибирь. Романтикой от неё не веет.

Эту картину можно смотреть бесконечно. Есть в ней какая-то своя магия. И красавица Москва, такая чистая и умытая, и люди благожелательные и отзывчивые. Прекрасный, душевный, солнечный и человечный фильм. И не нужны ни спецэффекты, ни даже цвет на пленке.

Все и без того необыкновенно ярко и красочно, и при этом по-родному привычно и понятно. Скорей всего и через 60 лет этот фильм будет смотреться также свежо и душевно.

Оцените статью