Личный рекорд Михаила Боярского — 14 выпитых бутылок вина за один день! В перерывах между съёмками «мушкетёры» во всю предавались мирским удовольствиям. Так сказать, вживались в роль по Станиславскому…
Вечером 25 декабря 1979 года миллионы советских зрителей прильнули к телеэкранам и с огромным интересом наблюдали за приключениями трёх храбрых мушкетёров и дерзкого гасконца Д`Артаньяна. Уже после первой серии всем было понятно — фильм станет классикой советского кинематографа и его будут показывать не один десяток лет. Так и вышло.
Через 45 лет после премьеры «Д`Артаньян и три мушкетера» по-прежнему смотрится бодро и интересен даже молодому поколению избалованных спецэффектами зрителей. И это не пустые слова — мои сыновья 9 и 12 лет недавно на одном дыхании посмотрели это кино. А я вместе с ними ещё раз окунулся в завораживающую музыкальную атмосферу «Мушкетёров» и, что называется, «кайфанул» по полной!
После просмотра мне захотелось побольше узнать об истории создании фильма и поделиться интересными фактами. Некоторые из нижеизложенных фактов меня не на шутку удивили. Теперь же настало время удивляться вам!
Интересные факты о фильме!
На съёмки картины выделили очень скромный бюджет, поэтому весь материал отсняли всего за четыре месяца — с 1 апреля по 9 августа 1978 года. Основные локации для съёмок находились во Львове, Одессе, Свиржском замке и Хотинской крепости. Монтаж трёх серий занял ещё три месяца и фильм был завершён аккурат к новогодним праздникам. Однако выйти на телеэкраны ему было суждено только через год…
1) Режиссёр против поэта и сценариста
Георгий Юнгвальд-Хилькевич был известен своим непростым характером и острым языком. Он довольно часто конфликтовал с коллегами по кинематографическому цеху. На съёмках «Мушкетёров» режиссёру многое не нравилось и он не раз вносил правки в сценарий Марка Розовского, которому такая самодеятельность крайне не нравилась.
К тому же, под конец съёмок ему срочно потребовалась песня для миледи и он почему-то попросил написать стихи не штатного автора Юрия Ряшенцева, а Вениамина Смехова, сыгравшего Атоса. Стихи получились не выдающимися, но вполне приемлемыми. Юнгвальд-Хилькевич «поправил» их по-своему и вышло совсем печально.
Песню сделали и её исполнила Маргарита Терехова. Однако в титрах не указали, что автором текста был Вениамин Смехов, что очень расстроило Ряшенцева, который не хотел иметь ничего общего с «плохой» песней. Не долго думая, он скооперировался со сценаристом Марком Розовским и они вместе подали в суд на режиссёра, который успешно выиграли.
Несмотря на торжество справедливости, изменения в титры так и не внесли, а вот выход фильма из-за судебных тяжб задержался на целый год…
2) Актёрский состав мог быть совсем другим
Не вдаваясь в подробности и перипетии закулисных интриг, просто перечислю, какие актёры могли бы исполнить главные роли в этом фильме, но по разным причинам не попали в него.
- Д`Артаньян — Александр Абдулов. Дело решил случай, когда Михаил Боярский, практически утверждённый на роль Рошфора, сильно опаздывал и в спешке ворвался на съёмки. На его лице было столько эмоций и рвения, что режиссёр немедленно отдал ему роль Д`Артаньяна!
- Атос — Василий Ливанов. Его утвердили на роль, но он не явился на съёмки, потому что ушёл в запой. Срочно пришлось искать замену, которая нашлась в лице Вениамина Смехова — он очень понравился режиссёру в роли Воланда, которую исполнял в театре на Таганке.
- Портос — Георгий Мартиросьян. Его кандидатуру категорически отклонили «сверху».
- Арамис — Лембит Ульфсак. Отказался от роли в последний момент.
- Констанция — Евгения Симонова. Пришёл указ сверху, чтобы заменить её на Ирину Алфёрову, которую Юнгвальд-Хилькевич ну ОЧЕНЬ не любил и крайне негативно отзывался о её актёрской игре.
- Миледи — Елена Соловей. Не смогла сниматься из-за беременности. Маргарита Терехова тоже была в положении на момент начала съёмок, но сделала аборт…
- Бэкингем — Игорь Костолевский. В знак солидарности с Евгенией Симоновой отказался от роли.
- Людовик XIII — Игорь Дмитриев. Этому актёру на момент съёмок был бы 51 год, а играл бы он 24-летнего короля . Олег Табаков всё же помоложе — ему было «всего» 42 года…
- Господин Бонасье — Владимир Долинский. В итоге ему дали роль одного из судейских, над которыми издевается Д`Артаньян.
- Кардинал Ришелье — Михаил Козаков. Не утвердили, потому что режиссёру больше понравился Александр Трофимов, который изначально планировался на роль фанатика Фельтона. Однако кардинал разговаривает в фильме голосом Козакова, а вот поёт в дуэте с Алисой Фрейндлих уже сам Трофимов.
Кстати! Эпизодическую роль горожанки, бросающей тесто в гвардейцев кардинала (сцена в начале фильма), сыграла Елена Мелентьева — мать Михаила Боярского.
3) Не соответствие возрасту
Практически все актёры в фильме намного старше своих экранных героев. Например, 18-летнего Д`Артаньяна играет 28-летний Михаил Боярский. Если сопоставить «книжный» возраст других персонажей и возраст актёров их играющих, то несоответствия получаются весьма существенные:
- Атос — 30 лет, Вениамин Смехов — 37 лет.
- Портос — 28 лет, Валентин Смирнитский — 34 года.
- Арамис — 23 года, Игорь Старыгин — 32 года.
- Людовик XIII — 24 года, Олег Табаков — 42 года.
- Анна Австрийская — 26 лет, Алиса Фрейндлих — 43 года.
Обратная ситуация с Александром Трофимовым, исполнившим роль Ришелье. По книге кардиналу больше 40 лет, а вот актёр гораздо моложе своего персонажа — на момент начала съёмок ему едва стукнуло 26 лет.
Прочитав роман «Три мушкетёра», я удивился насколько же точно образы основных персонажей в нашем фильме соответствуют книжным героям. На мой взгляд их характеры переданы просто отлично, несмотря на разницу в возрасте. Вы, конечно же, можете не согласиться, но Боярский в роли Д`Артаньяна — это стопроцентное попадание в книжный образ!
4) Алкоголь и женщины
Уже на второй день после заселения в гостиницу «мушкетёры» в компании главного «гвардейца» начали отмечать начало съёмок. Да так лихо начали, что не могли остановиться до самого конца. Вино и другие, более крепкие напитки, лились рекой. Не раз и не два исполнители главных ролей приходили на съёмочную площадку в весьма «фрамбуазном» состоянии.
Общению с женским полом они также уделяли немало времени. Благо, поклонницы осаждали их круглосуточно. Актёры отбирали только тех дам, которые нравились всем одновременно. Принцип «один за всех и все за одного» действовал не только в кадре, но и в реальной жизни…
Владимир Балон (де Жюссак): «Мы с Мишкой Боярским жили в одном номере. Малюсенькая комнатка, где стоят две кровати, разделенные двумя тумбочками. Все девушки были нашими общими, а значит, две узкие кровати мы превращали в одну широкую. Наутро приходила уборщица, убирала следы ночной тусовки и расставляла мебель на места. А на следующее утро она видела прежнюю картину»
Однажды Валентин Смирнитский и Михаил Боярский прибыли на смену в горизонтальном положении. Портосу накануне стало плохо с сердцем, а Д`Артаньян сопровождал его в больницу. Однако как только прозвучала команда «Мотор!», они резво вскочили на коней и безупречно отработали свои сцены.
Боярский в одном из интервью признавался, что суточная норма алкоголя для него выражалась в четырёх бутылках вина, а однажды он за день «угомонил» аж 14(!) бутылок этого напитка.
Во время съёмок эпизода с песней «Смерть Констанции» все мушкетёры были изрядно пьяны. Причём Атос пришёл на смену настолько «хорошим», что пришлось срочно гримировать дублёра. Именно поэтому у Атоса в коридоре монастыря шляпа спущена на глаза. Тем не менее подмену можно распознать если внимательно приглядеться.
5) Проткнули нёбо, чуть не выбили глаз
Несмотря на то, что постановкой фехтования в фильме занимались настоящие профессионалы, травм избежать не удалось. Опять же из-за злоупотребления горячительными напитками. Во время съёмок тройного поединка Рошфора и де Жюссака против Д`Артаньяна, которые проходили на мраморной лестнице Одесского оперного театра, Михаил Боярский получил серьёзное повреждение.
Он неудачно парировал выпад Бориса Клюева (Рошфор) — конец шпаги выбил ему зуб и проткнул нёбо. Как потом говорили — буквально пары сантиметров не хватило, чтобы остриё дошло до мозга. По словам Владимира Балона, постановщика фехтовальных трюков и исполнителя роли де Жюссака, актёры были немного «выпимши».
Ещё одна неприятность случилась, когда снимали сцену в таверне по пути в Лондон с Атосом и Д`Артаньяном. Один из актёров массовки попал Вениамину Смехову шпагой в глаз. К счастью, остриё прошло чуть ниже глазного яблока и страшных последствий удалось избежать…
6) Реквизит из подручных средств
Бюджет фильма был настолько ограничен, что даже сюжетно важные элементы реквизита приходилось мастерить из того, что попадалось под руку. Например, эфес шпаги Д`Артаньяна режиссёр изготовил самостоятельно из деталей антикварной настольной лампы.
Алмазные подвески королевы Юнгвальд-Хилькевич также сделал своими руками из бижутерии, купленной на одесском рынке. Украшения же на одежде мушкетёров изготавливали из фольги, стоимостью 5 копеек за метр.
7) Львица и негры
Алексей Кузнецов, исполнивший роль Бэкингема, досконально продумал образ своего героя. Лёгкий акцент с проскальзывающими английскими словами, немного гротескная манера игры — все эти актёрские находки сделали образ герцога ярким и запоминающимся. А ещё Кузнецов предложил режиссёру, чтобы Бэкингем встречал Д`Артаньяна с настоящей львицей на поводке. Он же в конце концов безмерно богат!
Идея понравилась Юнгвальду-Хилькевичу и из одесского цирка привезли львицу в компании с дрессировщиком. Актёр начал обучаться приёмам «общения» с диким животным. Однако буквально на второй день дрессировщик не явился на съёмочную площадку. Его поразил тот же «недуг», что и исполнителей главных ролей — он банально запил.
От сцены с львицей пришлось отказаться. Вместо неё нашли четырёх негров, которые также стали своеобразным символом богатства и влиятельности герцога Бэкингема.