Зачастую, в продолжениях тех или иных фильмов меняют актеров. Причины бывают разными, и я даже делал отдельную статью на эту тему (ссылка в конце). Но иногда актеров, которых уже утвердили на главную роль и отсняли с ними добрую часть сцен , меняют на других прямо по ходу съемок.
Поэтому, сегодня я хотел бы рассказать про советские фильмы, в которых актеров заменили прямо по ходу съемочного процесса.
«Вий»
Режиссер Георгий Кропачев хотел видеть в роли Панночки для фильма «Вий» исключительно Александру Завьялову, поэтому он предложил ей сняться в экранизации книги Н. В. гоголя даже без проб, на что Завьялова с радостью согласилась.
Но когда почти половина сцен с актрисой была уже отснята, Кропачеву позвонил директор «Мосфильма» Иван Пырьев и велел немедленно снять Завьялову с роли.
В архиве студии значится, что Завьялову уволили из-за ее занятости в другой ленте — «Четыре страницы одной молодой жизни», но есть и другие версии произошедшего.
Одной из главных версий является политическая причина. На одном дипломатическом приеме Завьялова очень долго общалась с американским бизнесменом. Им даже приписывали роман. Именно за общение с американцем актрису стали считать неблагонадежной. И чтобы избежать скандала, Пырьев велел заменить актрису. Не знаю, правда это или нет, но данная версия является основной.
На замену Пырьев предложил взять молодую актрису Наталью Варлей, которая ему очень понравилась в недавно вышедшем фильме «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика». Из-за этого все отснятые сцены пришлось переснимать.
Но несмотря на то, что все сцены с Завьяловой пересняли, одна сцена с ней все же попала в фильм. В той самой сцене, где Пан склонился над своей мертвой дочерью, в гробу гробу лежит именно Завьялова.
«Королева бензоколонки»
Когда речь зашла о подборе актрисы на роль Людмилы Добрыйвечер в фильме «Королева бензоколонки», режиссеру Николаю Литусу сразу же предложили взять на эту роль Надежду Румянцеву, но тот отказался. Литус хотел найти свое молодое дарование, а не пропихивать в фильм уже известную актрису.
В качестве звезды для своего фильма Литус выбрал эстонскую актрису Терье Луйк. Съемки начались. И вроде бы все шло нормально, пока Литус не показал часть отснятого материала чиновникам. Увидев игру Терье Луйк начальство назвало ее откровенно слабой и безжизненной, и велело немедленно заменить ее на более профессиональную актрису. Более того, чиновники решили отстранить и самого Литуса за слабую постановку.
Такое решение было настоящей катастрофой, ведь уже было отснято порядка 1/6 фильма. В итоге режиссером картины назначили Алексея Мишурина, который и пригласил на главную роль рассматриваемую ранее Надежду Румянцеву. Тем не менее, Мишурин все же поставил одно условие — оставить Николая Литуса в качестве второго режиссера картины, на что начальство дало добро.
«12 стульев (фильм Леонида Гайдая)»
На роль Остапа Бендера для фильмеа «12 стульев» Леонида Гайдая пробовались многие известные актеры, но режиссер отдал предпочтение Владимиру Высоцкому. Но несмотря на то, что актер и музыкант прекрасно показывал себя на репетициях, в фильм он все же не попал.
Существует несколько версий того, почему так произошло. Наверное, самая популярная версия заключается в том, что Высоцкий не явился на съемочную площадку в первый день съемок. Его искали всей группой, но оказалось, что Владимир Семенович просто ушел в запой.
По другой версии чиновники не очень хотели видеть его в этой роли, а по третьей не разбилась тарелка, которую члены съемочной группы разбивали в первый съемочный день на удачу. Были и другие версии. Как было на самом деле, точно никто не скажет.
Но как бы то ни было, именно Высоцкий предложил Гайдаю взять на роль Остапа Бендера грузинского актера Арчила Гомиашвили, который служил в театре имени Грибоедова, что в Тбилиси. И как раз в этом самом театре он играл в постановке «Похождения Остапа Бендера», где сыграл не только ролт великого комбинатора, но и все остальные роли.
В тот самый момент Гомиашвили находился на гастролях в Горьком (Нижний Новгород), и Гайдай лично отправился в театр, чтобы посмотреть на актера. Все закончилось тем, что Гомиашвили Гайдаю понравился, и тот взял его на главную роль.
«Гардемарины, вперед!»
Изначально состав Гардемаринов в фильме «Гардемарины, вперед!» должен был быть другим (кроме Сергея Жигунова). Алешу Корсака должен был играть Юрий Мороз, а Никиту Оленева сын режиссера Светланы Дружининой — Анатолий Мукасей. Роль возлюбленной Алеши досталась актрисе Марине Зудиной.
Но в итоге Юрий Мороз отказался от роли из-за режиссерских курсов, которые он проходил как раз в тот самый момент. И когда на роль Алеши взяли Дмитрия Харатьяна, Светлана Дружинина поняла ,что их пара вообще не сочетается. По сравнению с Алешей Харатьяна Софья в исполнении Зудиной выглядела какой-то чересчур благородной. В итоге Дружинина решила заменить Зудину на актрису попроще, а именно на Ольгу Машную.
Тем не менее, в некоторых кадрах фильма можно заметить, что Софью играет не Машная, а Зудина.
«Николай Подвойский»
Звезда фильмов «Розыгрыш» и «Москва слезам не верит» Наталья Вавилова начала сниматься в фильме Юрия Борецкого «Николай Подвойский». Но во время съемок одной из сцен, актриса упала с лошади и довольно сильно травмировала позвоночник, из-за чего ее пришлось госпитализировать.
Режиссер Юрий Борецкий сказал, что будет ждать выздоровления актрисы сколько потребуется. Но спустя всего пару недель он сказал, что не может больше задерживать съемочный процесс и отказался от услуг Вавиловой, взяв на ее место другую актрису.
Такая новость ошарашила актрису, и она еще долго не могла прийти в себя. После этого Вавилова решила взять длительный отпуск, а потом снялась всего в паре фильмов, после чего окончательно завязала с актерской карьерой.
«Д’Артантьян и три мушкетера»
В роли Констанции для фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич хотел видеть исключительно Евгению Симонову, известной по роли в фильме «Афоня» и других картинах. Симонова с удовольствием приняла предложение сыграть возлюбленную Д’Артаньяна, после чего режиссер утвердил ее на эту роль.
Вот только все пошло не по плану, потому что чиновники из «Госкино» не хотели видеть в роли Констанции Евгению Симонову. Точную причину чиновники не огласили, сказав лишь, что Ирина Алферова больше подходит на эту роль. В итоге режиссеру пришлось согласиться.
Кстати, узнав об этом, из картины ушел и Игорь Костолевский, который изначально должен был играть Бекингема.
«Женя, Женечка и «катюша»
Изначально, на роль Женечки для фильма «Женя, Женечка и «катюша» Владимира Мотыля взяли актрису Наталью Кустинскую. Но когда уже была отснята небольшая часть сцен, Мотыль сказал, что Кустинская совершенно не подходит на роль военной связистки. В частности его не устраивали губы актрисы, и он даже шутил, что во время сцены с поцелуем она просто проглотит своего коллегу целиком. В итоге на место Кустинской взяли другую актрису — Галину Филовскую.
Конечно, подобных случаев гораздо больше, и если вы вспомнили что-то еще, обязательно напишите про это в комментариях.