Слухи о смерти Варлей и слишком реалистичные монстры: как снимали главный советский ужастик «Вий»

Вспоминаем о самом главном советском хорроре, который до сих пор может утереть нос любому голливудскому ужастику.

В Советском Союзе умели снимать ужасы и триллеры и нагоняли жути не хуже мастера «саспенса» Альфреда Хичкока. Главное тому подтверждение – фильм «Вий», вышедший в далеком 1967 году.

Картина была снята по повести Николая Васильевича Гоголя. Но «Вий» 1967 года – не первая экранизация этого произведения художественной литературы. В 1909, а затем в 1916 году вышли два немых фильма по повести, но пленки были утрачены.

Идея экранизировать «Вия» принадлежала Ивану Пырьеву. Но после утверждения сценария оказалось, что режиссер не сможет совмещать работу со съемками «Братьев Карамазовых». Тогда за «Вия» взялись пока еще никому не известные, но талантливые выпускники Высших режиссерских курсов Георгий Кропачев и Константин Ершов. Пырьев же был привлечен к съемочному процессу в качестве куратора, и ни одно режиссерское решение не принималось без его ведома.

Отснятый в начале работы материал не устроил руководство киностудии. Декорации и грим выглядели слишком реалистично. Тогда на помощь молодым режиссерам пришел киносказочник Александр Птушко. Вместе с командой мастеров пластического грима он проделал большую работу над образами персонажей.

Важное изменение произошло и в актерском составе. Изначально на роль панночки отобрали Александру Завьялову. Но когда с ней отсняли половину материала, Пырьев потребовал заменить актрису. Точная причина такого решения до сих пор неизвестна. По одной из версий, Завьялова отказалась от роли из-за болезни, по другой — она не могла совмещать съемки с работой в другом фильме. В итоге создатели остановились на кандидатуре Натальи Варлей. К своим 18 годам она уже успела сняться в «Кавказской пленнице» и полюбиться зрителю. Кроме того, актриса была на «ты» со спортом, и ее не пугали полеты в гробу. Компанию 18-летней актрисе в фильме составил Леонид Куравлев, который сыграл Хому.

Основная часть съемок фильма проходила в Украине — в Богородчанском районе Ивано-Франковской области, в Чернигове и в Черниговской области. А сцены в церкви снимались на «Мосфильме».

В окрестностях киностудии поймали порядка 50 ворон, также в съемках участвовали летучие мыши, филины и черные кошки: за животных отвечал дрессировщик Тариэл Габидзшвили. Самого Вия в фильме сыграл силовой акробат Николай Степанов. Во время съемок ему приходилось таскать на себе очень тяжелый и неудобный костюм из пропитанной смолой мешковины, гипса и стекла. Это и отразилось на походке чудища: каждый шаг давался Степанову с большим трудом.

В одном из павильонов построили большую декорацию. К потолку с помощью металлических струн прикрепили гроб, в котором должна была кружить Наталья Варлей. В основание гроба был вмонтирован штырь, к которому пристегивалась актриса, – это была своеобразная страховка, прошедшая перед «мотором» испытания всей съемочной группой. Но в самый ответственный момент страховка подвела, и Варлей вылетела из гроба на большой скорости. К счастью, Леонид Куравлев успел среагировать и поймал девушку. Правда, потом он неделю оправлялся после сильного растяжения мышц. А по всему Союзу начали распространяться слухи о жуткой гибели Варлей.

Вышедший на экраны фильм был встречен зрителями с большим интересом. Но тогда мало кто успел посмотреть картину: в 1968 году ее сняли с проката по идеологическим соображениям. Спустя 20 лет ленту отреставрировали и снова начали показывать в кинотеатрах.

В 2021 году «Вий» все еще заставляет кровь стыть в жилах. Это живой пример того, что для хорошего хоррора не нужны ни современные спецэффекты, ни зеленый хромакей, ни разрешение 4k.

Оцените статью
Слухи о смерти Варлей и слишком реалистичные монстры: как снимали главный советский ужастик «Вий»
Инна Макарова. Известный муж и его предательство, 12 лет недоверия мужчинам и вновь обретенное женское счастье длиною в 40 лет