Проклятие Парижа — королевские мушкетеры. Какими они были на самом деле

Александр Дюма подарил человечеству воистину бессмертный роман «Три мушкетера». В этом году, кстати, роману исполняется 180 лет. И с той поры, как он вышел, читатели влюбились в его главных героев: бравых мушкетеров короля. А уж сколько фильмов было снято по роману — больше сотни. Уж больно привлекательные образы создал Дюма: отчаянные, смелые, безбашенные, благородные, мужественные, верные королю и спасители нежных барышень, хоть королевы, хоть белошвейки, а дамы просто на коленях ползали за ними, добиваясь от них внимания.

На самом деле все было совсем иначе. Дюма очень сильно приукрасил действительность. В реальности же мушкетеры были настоящим проклятием Парижа. Их ненавидели и боялись.

История мушкетерского полка берет свое начало в 1602-м году, когда король Генрих IV распорядился создать отборную роту из дворян, вооруженных аркебузами. Дело в том, что на Генриха частенько покушались, и он решил завести отряд телохранителей, которые назывались просто гвардейцами. В 1622 году, за 2 года до приезда Д’Артаньяна в Париж, Людовик XIII приказал заменить аркебузы на мушкеты. Именно тогда этих охранников и начали называть мушкетерами. И капитаном мушкетеров был не де Тревиль, а сам Людовик XIII. Тревиль занял этот пост только в 1634 году. Мушкетеры тех лет выглядели примерно вот так:

А синие плащи с белыми крестами появились только где-то в 1629 году.

В мушкетеры набирали только дворян. Но по той причине, что платили мушкетерам очень мало — всего около 300-т ливров в год — шли на эту службу только бедные дворяне, у которых либо не было имений, либо поместья не приносили нормального дохода. Для сравнения: хорошая лошадь стоила 250-300 ливров,а еще ее надо было обеспечить кормом, седлом и сбруей. Людовик XIII становился необыкновенно скуп, когда речь заходила о тратах не на себя. Он считал, что служба королю, то бишь ему, сама по себе великая честь и счастье, так какого ж рожна им еще надо? Пусть за это спасибо скажут.

В результате мушкетеры должны были полностью себя обеспечивать, в том числе и оружием, лошадями, снаряжением и формой. А еще дворянину был положен слуга, который при мушкетере совмещал должность с должностью оруженосца: один мушкет весил в среднем 8 килограмм, и не дворянское это дело было таскать мушкет господину. И поскольку жалования хватало только на еду, и то так, по-бедняцки, то мушкетеры всегда были не при деньгах, зато в долгах как в шелках. Если помните, в романе они все время ищут способ раздобыть денег и частенько живут в долг. Так вот, это чистая правда. Оказавшиеся в тупике вечного безденежья мушкетеры обычно шли по самому простому пути: грабили лавочников. Они просто заходили в лавку, набирали товар и не платили, а если хозяин начинал возмущаться, то в лучшем случае моги пригрозить расправой, в худшем — разгромить эту самую лавочку.

Манеры благородных господ мушкетеров тоже, увы, оставляли желать лучшего. Большинство из них были провинциалами, не обремененными хорошим воспитанием. Мушкетеры в основной массе были грубы и нахальны, а бонусом к этим качествам шла бешеная гордость и такое же бешеное тщеславие. Простые парижане просто выли от беспардонности этой братии, а женщины вовсе не испытывали восторга, когда к ним проявлял интерес королевский мушкетер, ибо быть замужем за мушкетером означало одно: вечно без денег и вечно страдать от грубости мужа.

Однако в положении мушкетера был один большой плюс, с лихвой искупавший все минусы: король очень любил своих охранников, они были предметом его гордости, и поэтому Людовик прощал им все выходки. Почувствовавшие безнаказанность мушкетеры очень быстро превратились в хозяев парижских улиц. Они постоянно устраивали стычки с другими военными и просто со случайными прохожими, почти никогда не платили ни за съемные квартиры, ни по счетам из трактиров и лавочек, они могли убить любого человека просто потому, что они им не понравился, и им за это ничего не было бы. Собственно, из-за чего и переживал кардинал Ришельё и пытался хоть как-то ограничить мушкетерский беспредел. В принципе, обо всем этом у Дюма и написано. Надо только правильно понимать его слова. Кстати говоря, гвардейцы у Ришельё появились только в 1629 году, поэтому Атос, Портос и Арамис никак не могли с ними воевать, ведь действие романа начинается в 1624 году.

Оцените статью
Проклятие Парижа — королевские мушкетеры. Какими они были на самом деле
— Я не буду жить с твоим взрослым сыном! — Аня злобно уставилась на мужа