Долгий и мучительный путь: как снимали революционный для советского кинематографа фильм «Летят журавли»

В 1943 году советский драматург Виктор Розов написал пьесу «Вечно живые». Но она попала под жернова советской цензуры и все из-за «морального облика» главной героини, посмевшей изменить ушедшему на фронт солдату. Пьеса пролежала в столе почти тринадцать лет и была опубликована лишь в 1956 году. И тогда литературным произведением заинтересовался режиссер Михаил Калатозов. Он разыскал Розова и попросил адаптировать материал для киносценария. Так родился настоящий киношедевр.

Сложный путь от пьесы к фильму

Драма «Летят журавли» стала революционной в кинематографе. О войне впервые заговорили таким языком. А эксперты поголовно отмечали великолепную операторскую работу Сергея Урусевского. В мае 1958 года фильм Калатозова получил «Золотую пальмовую ветвь» на XI Международном кинофестивале в Каннах. Кинопоказ завершился долгими овациями: в течение пяти минут зал аплодировал стоя. «Летят журавли» в свое время высоко оценил сам Пабло Пикассо. Но это все было после долгого и мучительного пути создания картины.

Адаптированный сценарий сильно отличался от пьесы: так, в киноленте появились сцена бомбежки Москвы, гибели родителей Вероники, смерть Бориса и спасение ребенка. В июле 1956 года сценарный отдел «Мосфильма» дал заключение, позволявшее начать съемки. Правда в этом заключении отмечалась спорность все той же сцены с изменой главной героини. «Зрителю будет трудно простить Веронике ее ошибку, так как она оказалась здесь не просто слабой женщиной, но и изменила своему патриотическому чувству…», — опасались члены худсовета.

Выбор актеров

В главной мужской роли Калатозов сразу видел Алексея Баталова. Но сначала режиссер решил найти исполнительницу роли Вероники. Успешно пробы прошла Елена Добронравова, но тут вмешался случай. Оператор посмотрел фильм «Мексиканец» с начинающей актрисой Татьяной Самойловой и предложил Калатозову ее кандидатуру. Режиссер начал наводить справки и выяснил, что молодой девушке часто отказывали в кино из-за ее типажа. Она была «слишком тяжелая для комедии и слишком легкая для драмы». Калатозов решил, что именно такая актриса и должна сыграть Веронику. Однако Розову Самойлова показалась молоденькой для исполнения этой роли: он боялся, что 23-летней девушке не удастся передать сложный образ его героини. Но уже после просмотра фильма драматург признал талант красавицы.

Революция в кино

Особое внимание на съемках уделялось операторской работе. И в прошлом оператор Калатозов, и Сергей Урусевский могли часами обсуждать один план. При неудачной погоде или неподходящем цвете неба создатели и вовсе сворачивали съемочный процесс. Оператор скрупулезно работал над каждым кадром, придумывая новый киноязык. Так, для многослойности экспозиции Урусевский запоминал длину кадра и заворачивал негатив в плотную ткань, а затем в темноте вставлял ту же пленку в камеру для съемок следующего слоя. Он первым в истории использовал круговые операторские рельсы, которые сконструировал сам. А чтобы снять эпизод, в котором Борис бежит к Веронике вверх по лестнице, в павильоне специально построили декорацию лестничного колодца в три этажа. Внутри  колодца был установлен столб, на котором закрепили операторскую люльку. В нее садился Урусевский, а помощники тянули его вверх при помощи веревки, и тот поднимался параллельно бегущему актеру.

Такие съемки требовали много времени и сил. Но, видя, с каким энтузиазмом подходят к фильму создатели, и актеры старались соответствовать высокому уровню. И это едва не обернулось трагедией. Так, Татьяна Самойлова решила скрыть свою болезнь, когда у нее начался туберкулез. О тяжелом состоянии девушки знал только ее партнер – Алексей Баталов. Но в итоге вся правда раскрылась, когда Самойлова во время съемок рухнула в обморок. Девушка наотрез отказалась от госпитализации и на следующий день пришла на площадку. Врачи по нескольку раз в день продували ей легкие и делали уколы.

А Баталов едва не попрощался с кинокарьерой. В одной из сцен он упал лицом в воду, где торчали ветки кустов. Одна из них так сильно разодрала актеру лицо, что пришлось его зашивать. Но к счастью операция прошла успешно, и швов заметно не было.

Триумф в Каннах и критика Хрущева

На съемках фильма случайно оказался тогда еще начинающий режиссер Клод Лелуш. В будущем он снимет «Мужчины и женщины», возьмет каннскую «Пальмовую ветвь» и удостоится двух «Оскаров». А тогда 20-летний Лелуш приехал в СССР, чтобы создать документальный фильм о Советском Союзе. Так он и попал на «Мосфильм», где как раз снимали пробег по лестнице Бориса. Лелуш был ошарашен работой советских киноделов и, вернувшись в Париж, рассказал директору Каннского фестиваля об увиденном, убедив того включить советскую картину в конкурс.

Картина произвела настоящий фурор в Европе, но в СССР ее приняли не так горячо: ее обогнали в прокате трилогия Алексея Толстого «Сестры» и комедии «Улица полна неожиданностей» и «Девушка без адреса». Более того, после выхода фильма на экран жесткой критике подверглась героиня Татьяны Самойловой. А Никита Хрущев был так возмущен изменой Вероники, что обозвал ее девушкой легкого поведения.

«Летят журавли» нельзя назвать классическим фильмом о войне. Здесь нет баталий, героических подвигов, а сюжет движет любовная линия. Именно за это он часто критиковался за «слабую драматургию» и за то, что создатели  разменяли «масштаб больших жизненных вопросов на мелочь душевных изломов и киноэффектов». После триумфа на Каннах в СССР о картине опубликовали одну небольшую заметку в газете «Известия».

«Фильм «Летят журавли» был показан еще на второй день фестиваля. Он произвел глубокое впечатление на публику и журналистов. Мировая печать посвятила ему сотни статей, в которых отмечала достоинства картины. Особенный успех имела Татьяна Самойлова».

Фильм в Каннах представляли Татьяна Самойлова и Сергей Урусевский. Калатозов тогда лежал в больнице с инфарктом, а Баталова не выпустили из страны из-за «неблагонадежности» его семьи. Образ Татьяны Самойловой создавали всем «Мосфильмом»: шифоновое платье дала Галина Волчек, туфли — Зинаида Кириенко. Дом моделей выделил актрисе шубу и колье с бриллиантами – естественно, под расписку.

Образ Самойловой покорил француженок. Молодые девушки пытались повторить прическу и макияж актрисы, а фильм в стране стал лидером кинопроката. «Летят журавли» попал в книгу рекордов Гиннеса как самый кассовый из всех призеров гран-при Каннского фестиваля.

Сейчас уже никто не обвинит Веронику в неподобающем поведении, а фильм – в мелочности душевных изломов. Спустя годы лента «Летят журавли» доказала, что, к счастью, у талантливых картин есть главное преимущество перед идеологией – время, которое все расставляет по своим местам.

Оцените статью
Долгий и мучительный путь: как снимали революционный для советского кинематографа фильм «Летят журавли»
Сколько лет на самом деле было «старикам»