Типично для Джона Бойнтона Пристли – собрать якобы-добропорядочных аристократов (как вариант – буржуа), одетых во фраки да вечерние платья, а потом… Доказать, что все они – замараны какой-нибудь страшной мерзостью. Все-то они – предатели, воры, гады, неверные супруги, а то всё вместе и сразу.
Но главное, что их действия – причина для чьей-нибудь гибели. Принято считать, что это конкретно англосаксы такие пoгaные. Все хомо-сапиенс таковы, просто именно британцы полюбили всё это вскрывать, показывать и – делать на этом деньги. Скелеты в шкафах – это ли не самое интересное?!
Впрочем, все те пoдoнки одновременно и жертвы. Да и способных к рефлексии тут — большинство, если не все. Такова жизнь. Люди и хороши, и плохи одновременно. Итак, «Опасный поворот» (1972), снятый Владимиром Басовым по одноимённой пьесе Джона Бойнтона Пристли.
Его любили в СССР за острую критику буржуазного общества, но по факту он был критиком людской натуры, как таковой. Богатство – оно для многих смысл бытия. Сидеть наверху, лезть, расталкивая себе подобных. Воля к власти – основной инстинкт человечества.
Поэтому прав мятежный Фридрих Ницше со своим ‘Der Wille zur Macht‘, а не распиаренный Зигмунд Фрейд с приоритетом «нижнего» этажа над «верхним». …В общем, тёплый и милый вечер в компании респектабельных господ, глав крупного издательства.
Меж ними уютно пригрелась писательница Мод Мокридж (Руфина Нифонтова). Здесь так хорошо, а какие дивные люди! Плавно-изящная Олуэн (Антонина Шуранова), изысканная Фреда (Валентина Титова), умный и тонкий Роберт (Юрий Яковлев), да и все остальные. Идиллия. Но!
Случайно речь заходит о некоей шкатулке для сигарет и тут начинает разворачиваться поистине детективная история. У Пристли всегда точкой сборки является незначительная деталь, тянущая за собой все нити. Почему застрелился Мартин, брат Роберта?
Ещё одна особенность многих вещей Пристли – «невидимый», но главный персонаж, вокруг которого всё и разворачивается. Неужели человек наложил на себя руки из-за клеветы в связи с кражей 500 фунтов стерлингов? Выясняется, что он их не брал, но… что-то там было ещё.
Циничный Чарльз Стэнтон (Владимир Басов) срывает все покровы и выясняется, что «несчастный Мартин» — не так уж чист. Затем всплывает и ещё одна тема – тот дивный Мартин употреблял разные вещества. И Фреда, жена Роберта, все годы любила Мартина, точнее была его любовницей…
Внезапно присутствующие узнают, что …тихая и прекрасная Олуэн, по сути, убила Мартина. Да, случайно и, говоря юридическим языком, из-за противоправного поведения потерпевшего. И в этой компании вообще никто никого не любит по-настоящему, точнее, все связаны какими-то болезненными отношениями.
Фреда не любит своего мужа Роберта, а Роберт тайно влюблён в глуповатую Бетти (Елена Валаева), которую, в свою очередь, использует Стэнтон, понимая, что муж Бетти – красавчик Гордон (Александр Дик) вообще не интересуется дамами… Олуэн обожает Роберта, а Стэнтон боготворит Олуэн.
Какой ад обитает в душах и умах всех этих нормальных с виду людей! По результатам расследования Роберт берётся за револьвер и… Зачем жить в мире, где все врут и подличают? Юрий Яковлев гениально играет утреннее опустошение, когда новый день приносит лишь дикую боль. Но финал – интересный.
Действие закольцовывается и нас возвращают в начало, где никто ничего не знает и все счастливы. С виду? Получается, что для спокойствия надо не знать правды. А иной раз кажется, что все эти перипетии выдумала сочинительница мисс Мокридж, очень уж внимательно глядящая на своих хозяев из издательского бизнеса…