Начну с того, что «Девчата» — один из любимых советских фильмов у многих. И я не исключение. Ну какой Новый год без задорной Тоси с батоном в руке? А потому пересмотрена лента сто раз.
-ДЕВЧАТА-
Год: 1961
Режиссер: Юрий Чулюкин
В главных ролях: Надежда Румянцева, Николай Рыбников, Люсьена Овчинникова, Светлана Дружинина, Михаил Пуговкин, Инна Макарова.
Сравнительно недавно, пару лет назад, я узнала, что это экранизация повести Бориса Бедного, был такой писатель, о котором в принципе мало кто знает, а, между тем, его «Девчата» переведены на 15 языков.
Повесть эту, впервые напечатанную в 1961 году в «Роман-газете», называют «производственной». Такое же определение применимо, например, к Артуру Хейли в его романах «Аэропорт», «Клиника», «Отель» и т.д, или даже Эмилю Золя в «Дамском счастье». Поясню – это такой жанр в литературе, когда персонаж рассматривается в первую очередь с точки зрения его профессионализма в каком-либо деле.
Фильм «Девчата» — чудная, легкая и даже ироничная комедия, в которой на первом месте все же романтика среди снегов и морозов, а не рабочие будни и перевыполнение плана с фото на доске почета и заметками в газете.
Давайте рассмотрим основные персонажи:
Тося Кислицына – юная, озорная, очаровательная, образ которой навсегда ассоциируется с Надеждой Румянцевой. Девушка с характером и собственным мнением.
У Бориса Бедного Тося в первую очередь – Анастасия Поликарповна, которая по непонятной мне системе сокращений вместо Насти стала Тосей.
Тося ершистая, простоватая, необразованная и вообще не симпатичная. На кухню леспромхоза она попала после того, как сначала со скандалом ушла из совхоза, потом из домработниц — и то только потому, что дипломированные специалисты в эту глушь ехать отказывались.
То есть как специалист Тося так себе. Да и характер не сахар. Поэтому в фильме наш поваренок окончила Симферопольское кулинарное училище, имеет бойцовский дух, очаровательную мордашку, желание всех примирить и со всеми дружить. Прекрасный образец советской девушки, которая просто влюбляется и становится оттого еще лучше, а не самодовольничает и гордится, как в книге.
Илья Ковригин – передовик, сердцеед и…будем честны — хам и эгоист с зачатками звездной болезни. Но в целом парень вроде как неплохой, что подтверждают его победы на личном фронте и авторитет у товарищей.
У книжного Ильи никакой бригады нет. Он просто лесоруб, которым Тося, когда понимает, что тот влюбился, неплохо манипулирует.
То есть в фильме Ковригин не теряет лица даже когда переживает, а в романе ведет себя более реально и приземленно. Ну, как в жизни.
Анфиса – первая красавица, знойная женщина, мечта каждого второго в поселке. По факту – отчего-то одинокая и никому не нужная. Слегка завуалировано нам намекают, что Анфиса слишком доступна, потому и в почете и не в почете одновременно. Олицетворяет отрицательный персонаж, на который советской девушке равнятся нельзя.
В фильме ее непростительно мало, потому что героиня она очень важная и нужная. Сыграла ее, кстати, Светлана Дружинина – та самая Дружинина, которая намного позже стала режиссером моих любимых «Гардемаринов».
Анфиса – это трагичная сюжетная линия повести. В комедийном фильме ее судьбе не место. Она хоть и королева поселка, но добрая и очень ранимая, и, к сожалению, для большинства просто красивая игрушка. И вскользь показанный нам едва начавшийся роман с инженером на деле тоже драма. Анфиса не верит, что кто-то может всерьёз ей увлечься, она страшится стабильных отношений, знает, что не сможет родить из-за аборта в юности и потому не дает себе и Дементьеву шанс на счастье, и остается одна.
За юмористическими диалогами фильма между Анфисой и Дементьевым стоит очень трогательная история любви и разлуки. История, которая меня поразила настолько, что я в корне пересмотрела свое отношение к персонажам. В том числе к линии Тося-Ковригин. Их роман на фоне переживаний Анфисы кажется образцово-показательным и не настоящим. Как с картинки.
МамВера, Надя, Катя
Три положительных героини фильма, соседки Анфисы, а потом и Тоси по комнате. Живут дружно, во взаимовыручке и согласии. Вера одиночка, которой изменил муж, Катя счастлива со своим Сашкой, у Нади роман с Ксан Ксанычем, непонятный Тосе, да и большинству зрителей. А вот у Анфисы, кстати, вопросов к выбору Нади нет.
«Надьке вот-вот 28 стукнет, тут не то что за Ксан Ксаныча, за козла пойдешь»
Что мы узнаем, обратившись к книге? Не такие уж девчата и подруги. И как мало у них общего.
Вера старомодна, замкнута и практически ненавидит Анфису. Причем безосновательно, просто потому, что с такой же красоткой загулял ее собственный муж.
Катя так же свободна и немного легкомысленна. Пожалуй, это единственный персонаж, смысловую нагрузку которого режиссер не изменил.
А вот Надежда – тихая, спокойная, немногословная и всегда грустная, смиренно идущая навстречу судьбе, в финале повести таки уходит от своего жениха, много старше ее. И табуретка, так ловко сколоченная Ксан Ксанычем и восторженно одобренная Тосей, в новую ячейку общества не переехала. Надя осознает всю пропасть между ней и женихом и не решается выйти замуж просто потому, что «часики тикают», без любви, а лишь на уважении.
Какие можно сделать выводы:
1. Я по-прежнему обожаю фильм, несмотря на то, что он слишком идеализирован и максимально отдален от реальности.
2. Очень рада, что прочитала книгу. Всегда были вопросы к Наде и Анфисе, да и к Тосе тоже. Поэтому советую внимательнее присмотреться к их персонажам, когда в следующий раз будете смотреть кино.
3. Повесть Б. Бедного – не то, чтобы драматична, она жизненна. Она настоящая и в этом ее преимущество. Фильм по режиссерской задумке вышел даже немного сказочным, но в этом и есть его прелесть, пусть и наивная.
Ну как? Кто удивил больше всех? А кто разочаровал?