Советские модели. До последней минуты жизни держать осанку и улыбаться, несмотря ни на что

Красота требовала жертв во все времена. Стать манекенщицей в советское время было подобно чуду. Такой профессии не было в принципе. Первыми советскими манекенщицами были или не очень знаменитые актрисы, или девушки, которые были в балете, которые не боялись зала, не боялись показать себя.

Выучиться на манекенщицу было невозможно. Поэтому на подиум попадали только благодаря стечению обстоятельств, счастливому случаю.

В 60-е, когда в стране было больше свободы, чем в послевоенные, в манекенщицы хотели попасть сотни московских красавиц. Откликнувшихся на объявления Дома моды о приеме на работу было хоть отбавляй. Очереди были даже на улице.

В одной из таких очередей стояла и Татьяна Михалкова. После института она хотела устроиться преподавателем английского языка в МАИ. Но ей сказали, что она сама выглядит как студентка и ее не будут слушаться.

Худсовету Дома моделей она наоборот понравилась.

Несмотря на то, что в манекенщицы попадали лишь избранные красавицы, почетом эта профессия не пользовалась и зарабатывали там очень мало.

К манекенщицам в СССР относились пренебрежительно не только обыватели, но и близкие. Долгое время Никита Михалков скрывал от семьи, что его жена Татьяна — манекенщица. Говорил, что она работает учителем в школе.

Вообще, что касалось индустрии моды и красоты в СССР существовало вопреки здравому смыслу. С одной стороны население нужно было во что-то одевать. С другой — надо было блюсти кодекс строителя коммунизма, который не допускал вольностей ни в чем, включая внешний вид.

Советские модельеры, которые создавали коллекции одежды, были в крайне тяжелом положении. Им хотелось творить, создавать по-настоящему красивое, но специальные люди зорко следили за тем, чтобы одежда не была перегружена фривольными деталями.

Также творческий полет модельеров разбивался о скалу легкой промышленности. Получив коллекцию, каждая фабрика начинала ее под себя перекраивать. Потому что нужной ткани не было, пуговиц не было. Поэтому красивого пальто, которое демонстрировали на подиуме, на прилавки магазинов поступало в виде “шинели”.

Те, кто хотел выглядеть более-менее красиво решали эту проблему не прибегая к услугам советского пошива, а в ателье или дома.

Московские модницы регулярно посещали Дома моделей. Но купить готовую вещь было нельзя. Продавали только выкройки. За фотосессию манекенщицам платили копейки и это не было их основной работой. Главным был подиум.

Несмотря на все трудности, из Дома моделей уходили неохотно. Ведь здесь была своя особенная жизнь, не похожая на быт обычных людей.

В знаменитом эпизоде фильма “Бриллиантовая рука” рядом с Андреем Мироновым снимались те самые настоящие советские манекенщицы.

Сегодня в это трудно поверить, но работа на подиуме не была привилегией молодых. Возрастной ценз был 75 лет. Манекенщица могла работать до этого возраста.

Знаменитая советская модель Валентина Яшина проработала в Общесоюзном Доме моделей 40 лет. Она выходила на подиум, когда ей было за 60. Кадры кинохроники сохранили образ молодой Вали Яшиной, которая была одной из первых советских манекенщиц.

Ее улыбка долгое время являлась визитной карточкой Дома моды. Отказавшись от карьеры певицы оперетты за короткий срок она сумела стать самой яркой звездой на советском подиуме. Когда она выходила в купальнике, зал поднимался и в едином порыве принимался аплодировать.

Ее фигура была совершенством. Среди ее поклонников были самые известные молодые люди того времени. В нее влюбился и молодой Иосиф Кобзон.

-Мы встречали Новый год. Тогда я был холостым. Валя Яшина тоже была одинокой женщиной. Так в Новый год я составил ей пару. Ухаживал за ней и нашим уютным столом.

После этого мы стали с ней периодически встречаться. Это была очень яркая блондинка с великолепной фигурой. С большими глазами и всегда улыбающаяся. Она выделялась своей красотой.

Иосиф Кобзон.

Этот роман был недолгим. Вскоре Иосиф Кобзон женился на Нелли.

Однажды фотограф попросил Валентину встать на стеклянный стол. Острым каблуком девушка разбила стекло и сильно поранила ногу. Вызвали “скорую”, но ехать в больницу Валентина отказалась. Прямо на площадке ей зашили рану. А она, скрывая боль, продолжила фотосъемку. Все знали, что Яшина была чрезвычайно работоспособна, не жалела себя. Да и система не давала девушкам расслабиться.

Публичные показы были лишь видимой частью работы манекенщиц. В основном же их труд был скрыт от взоров публики. Любая вещь, которая запускалась в массовое производство, примерялось не на деревянный манекен, а на живую манекенщицу.

Валентина Яшина в этом смысле была вне конкуренции. Время от времени ее вызывали на специальные примерки. Она понимала: то, что она примеряет, будут носить самые известные и важные дамы государства.

А в очередной раз секретов не было. Швеи шутили: -Наша Валя хоть в космосе и не была, зато платье с ее плеча будет носить первая в мире женщина-космонавт.

Товары широкого потребления тоже шились по лекалам Валентины Яшиной — идеальной советской модели. Но у коллег она не вызывала зависти. Первый отряд манекенщиц был дружным коллективом. Конкуренция была только тогда, когда собирались ехать за границу.

О том, что манекенщицы — это золотая жила, впервые задумались во времена так называемой оттепели. Было решено укрепить достижения народного хозяйства красотой русских женщин. С легкой руки Хрущева манекенщиц стали посылать на все выставки.

Так же как ученые, спортсмены или артисты манекенщицы были на особом счету у властей. Позволить им свободу действия за границей не могли. В любой загранкомандировке за девушками внимательно следили.

Однажды на показе в Рио-де-Жанейро советские манекенщицы стали невольными свидетелями провокации, направленной против СССР. За минуту до дефиле организаторам сообщили, что в зале заложена бомба. И зрителей, и участниц показа срочно эвакуировали.

-Когда мы вышли на улицу, все люди бежали как ненормальные. Я зацепилась за кого-то. С тележками бежали негры. Нас отвезли в гостиницу и показали комедию, чтобы мы отошли от стресса.

Валентина Яшина.

Однажды в Америке к одной из первых советских манекенщиц Марине Дивлевой после показа подошел статный молодой человек, который, как выяснилось позже, оказался племянником одного из самых богатых людей планеты.

-Он мне в любви признался. Оказалось, что он племянник Рокфеллера. Я от него как от черта убежала. Но он на этом не успокоился, пришел за кулисы и стал признаваться мне в любви. Я нарочно сказала, что у меня есть муж. И сказала, отстаньте от меня. Я знала, чем это может кончиться.

Марина Дивлева.

Отказ не устроил пылкого влюбленного. Два раза он приезжал в Москву предлагать руку и сердце русской красавице. Но стать членом клана Рокфеллеров русской манекенщице так и не удалось. Об этом романе стало известно в КГБ.

-Мне сказали, если я останусь на Западе, моих родителей посадят за решетку.

Марина Дивлева.

Но бывают и исключения из правил. Правда очень и очень редко.

По статистике только каждой сотой модели удается обеспечить свою старость.

Оцените статью
Советские модели. До последней минуты жизни держать осанку и улыбаться, несмотря ни на что
13 сцен в советском кино, которые не хочется пересматривать