«Крейцерова соната». Почему я считаю, что сперва нужно посмотреть этот фильм, а потом уже повесть читать?

Повесть «Крейцерова соната», написанная Толстым к 1889 году, считается самым неприятным произведением писателя. И это ещё мягко сказано. По сути, этой повестью Толстой очернил свою репутацию. Не только в глазах современников, но и в глазах читателей последующих поколений.

Между тем, в 1987 году по повести был снят гениальный фильм. На него совсем мало отзывов. Видимо, в наши дни фильм почти не смотрят.

А зря. Фильм глубок, интересен. И прекрасно показывает всю запутанность и убогость мировоззрения главного героя.

Позднышева играет Янковский. Пожалуй, никто, кроме него, не потянул бы такую сложную роль.

Его герой производит отталкивающее впечатление.

Но одновременно мы видим несчастного человека, которого природа обделила способностью любить, сопереживать, заботиться.

Позднышев – законченный эгоист. Который, к тому же, мыслит очень узко. Хотя ему самому кажется, что мыслит он широко.

На деле же он человек умный, наблюдательный, но мыслящий узко.

Он не понимает, что все люди — разные. Он делает обобщения и выводы, основываясь лишь на своих чувствах, потребностях и жизненном опыте.

«– Любить всю жизнь одну или одного – это все равно, что сказать, что одна свечка будет гореть всю жизнь, – говорил он, жадно затягиваясь»…

То есть он сам не способен любить одну женщину. И уверен, что не способен никто.

Потому что всем нужно разнообразие. Не в общении с разными людьми, не в занятиях, а в интимной жизни.

Самое интересное в фильме – это его начало. Разговор в вагоне.

Все актёры играют великолепно. Мы отлично чувствуем разницу в менталитете купца, адвоката и образованной дамы.

Даму играет Алла Демидова. Она выглядит иначе, чем в повести:

«некрасивая и немолодая дама, курящая, с измученным лицом, в полумужском пальто и шапочке».

В фильме дама – красивая, с умным, интеллигентным лицом.

И поэтому мы невольно чувствуем, что права именно она. И симпатичный толстячок-адвокат.

Их суждения здравы и прогрессивны. Суждения купца – допотопны и отдают мужским шовинизмом, хотя по-своему неглупы.

А суждения Поздныщева… Это суждения эгоиста и циника. Человека, который во всём видит только грязь.

Он не понимает, что истинная любовь основывается как на влечении физическом, так и на общности интересов и взглядов.

«– Да, но вы всё говорите про плотскую любовь. А вы разве не допускаете любви, основанной на единстве идеалов, на духовном сродстве? – сказала дама.

– Духовное сродство, единство идеалов… В таком случае незачем, простите меня за грубость, спать вместе»…

Дама упрекает Позднышева в цинизме. Адвокат замечает, что многие люди честно проживают продолжительную брачную жизнь.

Но Позднышева с толку не собьёшь. Он-то знает, в чём суть!

«– У нас люди женятся, не видя в браке ничего, кроме совокупления и бытовых удобств. Тогда и случается или обман, или насилие. Обман – это скверно, но это ещё идёт…

Но когда муж и жена дали внешнее обязательство жить всю жизнь вместе и со второго месяца начинают ненавидеть друг друга, втайне мечтают разойтись, но живут, вот тогда случается тот страшный ад»…

Ну а затем Позднышев рассказывает случайному попутчику свою историю…

Почему я считаю, что сперва нужно посмотреть фильм, а потом уже читать повесть?

В повести личность героя заслоняют его пространные рассуждения. Их слишком много, в них можно утонуть.

Янковский так прекрасно играет, что мы видим личность Позднышева. И постепенно начинаем понимать, что все проблемы идут именно от его личности, а не от внешних факторов.

То есть не от среды. И не от «провокационной» женской моды.

К слову говоря, женская мода 1880-х была весьма сдержанна, хотя и причудлива.

Оцените статью
«Крейцерова соната». Почему я считаю, что сперва нужно посмотреть этот фильм, а потом уже повесть читать?
“Кавказская пленница” — Нина, как образец стиля