Армейский фильм, где показали, как одеться, пока горит спичка

Несмотря на то, что лента «Весенний призыв» (1977) снималась под руководством военных чинов, как, впрочем, и другие военно-патриотические фильмы, сами военные приняли его средне. Да и зрители во многом сочли отчасти надуманным и малореалистичным (и сейчас многие его видят именно таким). Однако

кому-то он пришёлся по душе жизнерадостностью и оптимистичностью, а кому-то, возможно, повезло столкнуться во время службы в армии как раз с таким замечательным командиром, как сержант Карпенко, главным героем картины.

Довольно любопытно для меня было узнать, что сценарий для «Весеннего призыва» написал Александр Миндадзе. Это был его дебютный сценарий и в нём ещё нет той остроты, той социальной проблематики, которая потом будет постоянно появляться в его сюжетах. Но уже буквально через год Миндадзе начнёт сотрудничать с режиссёром Вадимом Абдрашитовым, и этот дуэт создаст немало фильмов сложных, отчасти провокационных, неизменно задевавших зрителей. А вот поставил «Весенний призыв» Павел Любимов. И это тоже небезынтересный факт:

Любимова называли режиссёром «женским». Ему безупречно удавались сюжеты, в центре которых были именно женщины,

да и сам Павел Любимов обожал такие сценарии. Даже известность и имя в кино ему принёс фильм с названием «Женщины», которому без малого 60 лет, но его до сих пор помнят и любят. В некотором смысле «Весенний призыв» стал для Павла Любимова новым опытом — впервые он снимал фильм о мужчинах, хотя девушка там всё же появилась, но во второстепенной роли.

Сюжет ленты незамысловат. Сержант Карпенко собирается в отпуск, но тут приходит пополнение из числа новобранцев. Все парни разные, со своими характерами и привычками, но Карпенко нужно поладить с каждым: и с совсем юным Волынцом, любителем игры на гитаре, до армии не раз попадавшим в переделки, и с 27-летнием Сергеем Коновым, мужчиной себе на уме, который пытается подчинить себе Волынца, и с самоуверенным Аликом Проскуриным, бывшим студентом, к которому постоянно приходит девушка (как потом выяснится, это его бывшая жена, в браке с которой он пробыл всего пару месяцев). Найти общий язык с парнями не так просто, но Карпенко справится, хотя без проблем, конечно, не обойдётся.

Роль Карпенко получил молодой актёр Александр Фатюшин. Он уже дважды появился на экране, но в ролях проходных, а в «Весеннем призыве» ему наконец-то досталась главная роль, большая и объёмная. Зато на театральной сцене Фатюшин уже блистал: всего за три года службы в Театре им. Маяковского он получил уже несколько серьёзных ролей, а одной из лучших на тот момент была его роль приказчика-мошенника Подхалюзина в постановке «Банкрот» по пьесе Н. Островского «Свои люди — сочтёмся». Позже Павел Любимов вспоминал, как Александр Фатюшин пришел на пробы:

«Стоял передо мной этакий модный мальчик, длинноволосый, несколько развинченный, мешковатый. Теперь горжусь, что сумел разглядеть в нём подтянутого, с вошедшей в кровь и плоть военной выправкой сержанта. Но что с разу в Фатюшине чувствовалось, так это то, что он актёр! И характер его в нём проглядывал сразу».

Роль немного дерзкого и бесцеремонного Алика Полухина получил Игорь Костолевский, коллега Александра Фатюшина по театру. Игорь Костолевский, игравший вчерашнего студента-новобранца, на самом деле был чуть старше Александра Фатюшина, а уж популярность его зашкаливала: недавно вышла драма «Звезда пленительного счастья» о декабристах, и бесстрашный красавец кавалергард Анненков в исполнении Игоря Костолевского моментально влюбил в себя женское население страны.

В роли пройдохи Конова снялся Виктор Проскурин. Его персонаж был самым старшим в фильме, но сам актер казался ещё более взрослым, что удивительно, поскольку Виктор Проскурин в реальности был ровесником Александра Фатюшина: на момент съёмок ему всего 24.

Роль слабовольного Волынца отдали Александру Постникову, в кино снимавшаяся мало. «Весенний призыв» — это фактически единственная лента, где актёр сыграл заметную роль, большую часть жизни он посвятил театру.

В других ролях Борис Морозов (и это дебют театрального режиссёра в качестве киноактёра), Михаил Бычков, Николай Алексеев, Виктор Мамаев. В эпизоде мелькнул Леонид Ярмольник, но озвучил его кто-то другой (не узнала, хотя голос вроде знакомый).

Ну а единственную женскую роль, ту самую экс-жену Алика, сыграла Анна Каменкова, и это одна из первых её взрослых ролей. Анна впервые появилась на экране ещё в детстве, но потом надолго пропала из поля зрения зрителей, чтобы получить образование и стать профессиональной актрисой. Лишь в середине семидесятых Анна Каменкова вернулась в кино уже взрослой и быстро стала одной из популярнейших актрис, которая не только снималась сама, но и подарила голос десяткам коллег-актрис, в том числе зарубежных.

На экраны «Весенний призыв» вышел в начале 1977 года. Аудиторию он собрал неплохую — почти 20 миллионов зрителей, но мнения о фильме всё же разделились. Кто-то отзывался о героях и ситуациях как о чуть ли не фантастических, кто-то говорил, что армию показали такой, какой её хотелось бы видеть в идеале, кому-то лента показалась плоской агиткой. Тем не менее «Весенний призыв» приятен как добрая история с хорошим финалом, где персонажи проходят через испытания, переосмысливая кое-какие принципы и превращаясь в итоге в положительных героев. Да, немного сказочно, но снято тепло и живо. Но, возможно, те, кто служил в армии, не согласятся.

Самой большой удачей лента стала для исполнителя главной роли Александра Фатюшина. Его заметили и зрители, и другие режиссёры, роль в «Весеннем призыве» назвали одним из самых ярких дебютов года сценарист Александр Миндадзе дал актёру заслуженно лестный отзыв:

«Сержант Карпенко получился у Фатюшина, мне кажется, в чём-то более жизненным, конкретным, чем удалось сделать в литературном сценарии. Он был интеллигентен не по «корочкам» в кармане, но по самой своей духовной организации. Ведь как он стремится понять человека иного склада, иных представлений о жизни. Но при этом не отступает от собственных убеждений и принципов».

Вторил ему и режиссёр Павел Любимов:

«Саша принёс на экран свою личность, в его сержанте постоянно просматривается исконно русский характер — рязанский, что ли… Карпенко получился человечески талантливым».

Хотелось бы, конечно, узнать мнение тех, кто прошёл армию. «Весенний призыв» — это агитка, фантастика, идеал или реальность?

Оцените статью
Армейский фильм, где показали, как одеться, пока горит спичка
Печальная картина: неухоженная могила звезды советского кино Натальи Крачковской на Троекуровском кладбище