Даже во времена расцвета советского кинематографа денег на съемки порой было в обрез. Неудивительно, что костюмы и декорации кочевали из одного фильма в другой. Подробнее об этих любопытных случаях — в нашем материале.
Новогоднее платье
Ставшее культовым бежевое платье Нади Шевелевой (Барбара Брыльска) из комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!» появилось на экранах сразу в двух картинах. Его также можно увидеть в детективном фильме «Опасный поворот», выпущенном за три года до премьеры «Иронии судьбы». В этой ленте платье примерила мисс Олуэн Пиил (Антонина Шуранова).
Отличие заключается в длине: у Шурановой платье доходит до пола, тогда как у Брыльски оно чуть ниже колена. Кстати, за костюмы в обоих проектах отвечала Ольга Кручинина, что объясняет многое.
Раритетная корона
С Владимиром Зельдиным, воплотившим в телемюзикле «31 июня» (1978) образ короля Мелиота, вышла забавная история. Дело в том, что на соседней съемочной площадке «Мосфильма» параллельно шла работа над картиной «Обыкновенное чудо».
Яблоком раздора оказалась единственная корона киностудии — старинная, настоящий антиквариат! Ее-то и приходилось делить Зельдину и Евгению Леонову, исполнившему в картине Марка Захарова роль короля. Реквизиторы непрестанно «перехватывали» драгоценность друг у друга, из-за чего Зельдин нередко появлялся в кадре без важнейшего атрибута власти.
Жилетка на все случаи жизни
В эпоху СССР часто снимали исторические фильмы, однако финансов на создание уникальных декораций и пошив национальных костюмов порой не хватало. Приходилось выкручиваться уже известным вам способом.
Так, эта коричневая жилетка совершила путешествие из одной ленты, посвященной Испании, в другую. В 1977 году в нее одели Армена Джигарханяна, выступившего в образе Тристана в музыкальной комедии «Собака на сене». А в 1980 этот наряд на мгновение мелькнул в «Благочестивой Марте».
В последнем случае жилетка даже «продвинулась» по социальной лестнице: если в экранизации комедии Лопе де Веги герой был слугой, то во втором фильме в запоминающийся костюмчик облачился дворянин. К слову, режиссером обеих картин стал Ян Фрид.
Одеяния для Ивана Васильевича
В начале 1945 года в кинотеатре «Ударник» состоялась премьера картины режиссера Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Эпопея о первом русском царе была разделена на две части, каждую из которых постигла своя судьба.
Первую серию тепло приняли как критики искусства, так и высокопоставленные лица, а режиссер даже был награжден Сталинской премией. Вторая часть подверглась жесткой критике и дошла до широкой публики только в 1958 году.
Несмотря на ограничения и трудности военных лет, талантливому постановщику удалось мастерски воссоздать интерьеры Кремля и другие важные декорации. Эйзенштейн лично нарисовал эскизы костюмов и контролировал их изготовление. Занимательный факт: наряды Ивана Грозного и другие «царские шмотки» спустя десятилетия были использованы в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», звездами которого стали Юрий Яковлев, Леонид Куравлев и Александр Демьяненко.
Универсальные доспехи
Между вышеупомянутыми фильмами «Иван Васильевич меняет профессию» и «31 июня» есть кое-что общее. В первой киноленте персонаж Жорж Милославский (Леонид Куравлев), избегая преследования, облачается в доспехи. Эти же латы дотошный зритель мог пять лет спустя увидеть в картине Леонида Квинихидзе.
Культовое платье
Многие помнят удивительное преображение Людмилы Прокофьевны в знаменитой комедии Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977). В начале фильма Калугина — настоящая серая мышь, мымра, одетая в изношенный костюм и нелепые очки (которые оператор Владимир Нахабцев позаимствовал у своего отца, как ранее писали редакторы УзнайВсё).
Ее метаморфозы происходят под руководством главной модницы отдела, помощницы Верочки (Лия Ахеджакова). Особый восторг у женской аудитории вызвало двубортное платье в клетку. Наряд из полушерстяной шотландки сшили по эскизу, разработанному специально для этого фильма в знаменитом Доме моделей.
Пышный подол, крупные пуговицы, приталенный силуэт — получился чисто диоровский New Look! После выхода киноленты Алиса Фрейндлих получила кучу писем от восторженных зрительниц, которые бросились заказывать в ателье наряд «как у Калугиной».
И тем удивительнее, что мало кто заметил клетчатое платье в драме Александра Митты «Экипаж» (1980). Возможно, потому, что в той картине наряд появился лишь в одном маленьком эпизоде…
Переделать, но не слишком
Еще одно платье Людмилы Прокофьевны, которое пригодилось на других съемках, можно увидеть в эпизоде ужина с Новосельцевым. Элегантное струящееся макси нашло применение в ленте Владимира Меньшова «Ширли-мырли» (1996) — там в нем красуется героиня Веры Алентовой. Правда, костюмеры немного поработали над вещицей: убрали декоративную полоску на шее и розочку на груди. Получилось не так празднично, но такова была задумка автора.
Вездесущие кошки
В кинолентах Леонида Гайдая животные играют не последнюю роль. Особенно часто режиссер «приглашал» на съемки кошек, которые отмечали своим появлением как бытовые, так и мистические моменты фильма и даже общались человеческими голосами.
В комедии «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965) тоже не обошлось без участия усатых. В новелле «Напарник» кошка с собакой выбегают из трубы в момент столкновения Шурика с Федей. В эпизоде «Наваждение» Шурик, чтобы зайти в подъезд, с помощью черной кошки отвлекал боксера Рекса, грозно стоящего на пути.
Ну а в третьей новелле Трус (Георгий Вицин) отрабатывал технику усыпления охранницы перед предстоящим ограблением склада на керамических кошках. Кстати, эти же статуэтки мелькнули в другом шедевре Гайдая, «Не может быть!», вышедшем на 10 лет позже. Забавную фигурку можно разглядеть в новелле «Свадебное происшествие» — она стоит прямо за спиной героя Владимира Ферапонтова.
Бронзовая лошадь
Многие помнят крылатого коня, которого таскает взад-вперед Анатолий Новосельцев (Андрей Мягков) в одной из сцен «Служебного романа». Но мало кто знает, что у этого артефакта была поистине внушительная кинокарьера.
Если присмотреться, то можно увидеть не только коня, но и маленького человека — героя древнегреческой мифологии Персея. Собственно, скульптура так и называется — «Персей и Пегас». Реплика была создана по мотивам работы француза Эмиля Луи Пико 1888 года. Экземпляр прибыл на «Мосфильм» в середине прошлого века, дебютировав в шпионском триллере Михаила Ромма «Секретная миссия» (1950).
Спустя 15 лет Пегас мелькнул в комедии «Пакет» Владимира Назарова, где дебютировал юный Валерий Золотухин. Затем конь «сыграл» в «Бриллиантовой руке» («Скажите пожалуйста, у вас нет такого же, но без крыльев»?).
В «Служебном романе» у скульптуры чуть ли не главная роль. С легкой руки Шурочки (Людмила Иванова) фигуру переименовали в «бронзовую лошадь»: «Всем наплевать! А я сижу одна, ломаю голову, что бы такое (юбиляру) подарить, чтобы он получил удовольствие. Присмотрела бронзовую лошадь в комиссионке!». С тяжеленным трофеем (он действительно весил целых 25 килограммов) Новосельцев таскается из кабинета в кабинет и в конце концов падает с ним на пол.
Последующие появления артефакта в «Моем ласковом и нежном звере» и «Ширли-мырли» были менее примечательными. Пегас там, скорее, дополнил интерьеры, нежели сыграл ключевую роль. Сегодня культовая скульптура, по слухам, все еще находится в реквизиторском цехе «Мосфильма». Как знать, быть может, мы еще увидим ее!
Прекрасная Галатея
Один из знаковых экспонатов музея «Мосфильма» — статуя из киноленты «Формула любви» (1984). По сюжету картины молодой дворянин влюбляется в скульптуру и обращается к магу Калиостро с просьбой оживить ее.
На территории усадьбы Ляхово, где проходили съемки, киношникам пришлось установить постоянное наблюдение за статуей. Местные жители пытались облить «срамоту» краской. В итоге красавицу отстояли, благодаря чему она послужила еще не один десяток лет.
К слову, эта каменная Галатея — мраморная реплика работы итальянского мастера Паскуале Романелли конца XIX века. Скульптура называется «Суламитида», и это одалиска — или служанка восточного гарема. Копии этой фигуры пользовались когда-то огромной популярностью и украшали множество частных садов по всей Европе.
Предположительно, реплика была привезена в СССР в качестве трофея после Второй мировой войны. Перед тем как стать ключевым персонажем в «Формуле любви», Суламитида появилась в пяти кинопроектах: «Бег» (1970), «Служебный роман» (1977), «Вечерний лабиринт» (1980), «Старый Новый год» (1980) и «Васса» (1982). В «Служебном романе» изваяние отвлекало от работы сидящего под лестницей товарища Бубликова.
Недавно Галатея вновь вернулась на экраны, пополнив свою фильмографию еще двумя проектами: «Анна Каренина. История Вронского» (2017) и «Хитровка. Знак четырех» (2023).