Захарову раздевали зря, а «Уно моменто» подверглась цензуре: как снимали «Формулу любви»

Вспоминаем историю создания кинематографического шедевра Марка Захарова «Формула любви».

Знаменитый фильм Марка Захарова «Формула любви» почти наверняка войдет в перечень самых любимых картин у любого бывшего жителя СССР. Ироничный, меланхолический и невероятно смешной – он уже давно разлетелся на афоризмы и цитаты. Ну кто в России не знает, что за большой и чистой любовью нужно непременно приходить с кузнецом, а когда доктор сыт, больному легче? Только вот о трудностях создания этого кинематографического шедевра помнят далеко не все. Сегодня мы вспоминаем, как снимали «Формулу любви» и почему Захарову пришлось вырезать из своего фильма немало сцен.

«Формула любви» могла бы быть настоящим триллером

В основу сценария фильма легла новелла Алексея Толстого «Граф Калиостро», однако была серьезна переработана самим Захаровым и его постоянным сценаристом Григорием Гориным. Толстой, изначально давший своему произведению загадочное название «Лунная сырость», без всякого сожаления обличал тягу российского дворянства к оккультизму и мистицизму. Калиостро у него – злодей и аферист, пользующийся наивностью и маниловщиной провинциальных аристократов. В общем, используй Захаров оригинал, мы бы вполне могли увидеть то ли триллер, то ли настоящий ужастик. Однако Горин хорошо поработал с оригиналом, оставив фабулу и основных персонажей, но добавив юмора, легкости и превратив довольно мрачный текст в нечто вроде плутовского романа. Новый граф Калиостро – романтик с принципами, который в итоге все же совершает благородный поступок.

Сценарий этот настолько понравился Александру Абдулову, что тот непременно захотел получить роль в фильме Захарова, хотя первоначально роли для него там не было. Поддавшись на уговоры, Горин написал роль Жакоба специально для Абдулова и не прогадал – именно на нем выстраивалось огромное количество гэгов в «Формуле любви». Абдулов много импровизировал, развлекал коллег на съемках и многое из его подшучиваний в итоге вошло в фильм – например, сцена со снятием парика. А еще вместе с Семеном Фарадой они придумали главный шлягер картины – бессмысленный набор слов на итальянском «Уно моменто», который их персонажи интерпретировали в фильме как грустную историю о рыбаке, где все умерли.

Мгалоблишвили сломал ногу, а Пельтцер продувала в карты Броневому

Актеров Марк Захаров привык привлекать в собственные фильмы без проб, уже на этапе написания сценария зная, кого хочет видеть в той или иной роли. Однако именно эта привычка создала много проблем при работе над «Формулой любви».

Желание заполучить на главную роль грузинского актера Нодара Мгалоблишвили привело режиссера в его гримерку во МХАТе, где тот играл в постановке «Отелло». Однако Захарова ждал отказ – Мгалоблишвили плохо знал русский язык, и его пугала перспектива сниматься в полностью русскоязычном фильме. Однако после долгих уговоров и обещания переозвучить актера в финальной версии картины грузин все же смягчился и принял предложение – в итоге его персонаж говорил голосом Армена Джигарханяна.

Только вот предчувствие недоброго Мгалоблишвили в итоге не подвело – во время съемок «Формулы любви» он сломал ногу, высунувшись из окна ради общения с очаровательной прохожей. Поэтому нижнюю часть графа Калиостро во многих сценах играет композитор фильма Геннадий Гладков.

С исполнительницей роли очаровательной помещицкой дочки Машеньки Захарову тоже пришлось несладко. Актриса Елена Валюшкина, хоть и только-только закончила учебу на актерском, но успела сняться в нескольких крупных фильмах, из-за чего приглашение в «Формулу любви» изначально отклонила. И все же после некоторых раздумий Валюшкина отменила отпускные планы и приступила к съемкам в картине, которая по-настоящему прославила ее как актрису.

Совсем другая история сложилась с дочерью Марка Захарова – Александрой Захаровой. Именитый отец долгое время отказывался признавать наличие у молодой актрисы таланта, даже в Ленкоме оставляя родную дочь играть в массовке. Сомнения были у режиссера и теперь, но в итоге работой Александры в «Формуле любви» строгий отец остался доволен. В ее исполнении многие фразы из фильма также стали крылатыми: «Ихний кучер на меня в лорнет посмотрел, чего это он, а? – Чего-чего… Зрение слабое. – Бе-е-едненький…»

А вот уговаривать Татьяну Пельтцер сыграть роль тетушки Федосьи Ивановны Захарову не пришлось вовсе. С актрисой у них давно сложились прекрасные рабочие взаимоотношения, поэтому вопрос, кто своей добротой и житейской мудростью будет противостоять темным аферам Калиостро – даже не возникал. Пельтцер тогда было уже 80, она ходила в корсете из-за сломанного ребра, но все равно излучала неподражаемый оптимизм. С Леонидом Броневым и звукооператором Юрием Рабиновичем они целыми ночами за кофе и сигареткой «рубились» в преферанс, где пожилая актриса все время продувала, но увлечение свое не оставляла. Правда, из-за ночных посиделок Броневой на съемках все время был не выспавшийся, а оттого – не в духе. Но его герою, провинциальному доктору, такая меланхоличность только шла на пользу.

Пикантное в кадре и за кадром

Азартные увлечения пожилых актеров кажутся весьма невинными, если вспомнить, что творилось на съемочной площадке при выключенных камерах. Организатором кутежа для более молодой части актерского состава почти всегда выступал Александр Абдулов – к примеру, он мог посреди ночи перебудить всех, чтобы отправиться на рыбалку.

Рабочие посиделки устраивать было крайне легко, ведь вся группа изначально проживала в одном общежитии в подмосковном городке Барыбино, где и проходили съемки. Однако вскоре актриса Елена Аминова, которая в «Формуле любви» исполнила роль ассистентки графа Калиостро, решила перебраться в деревню неподалеку. Ее приютила пожилая чета, а вскоре им пришлось обустраивать койко-места для двух поклонников красавицы Аминовой – Фарады и Абдулова. Те так старались обратить на себя внимание актрисы, что в одну ночь осыпали всю ее кровать цветами, которые обрезали в саду у местных. А Семен Фарада даже как-то пригласил очаровательную коллегу прокатиться с ним на машине – и пусть оба актера вспоминают это как невинную прогулку, такие знаки внимания заставили супругу Фарады, Марину Полицеймако, устроить ему серьезный разговор. Ко всеобщему спокойствию вскоре после завершения работы над «Формулой любви» Аминова вышла замуж, оставив обоих своих поклонников не у дел.

Однако немало страстей оставалось и на самой съемочной площадке. Захаров как-то решил добавить в кадр огоньку и задумал отснять полуобнаженные сцены со всеми тремя молодыми актрисами – Валюшкиной, Захаровой и Аминовой. Честь уговаривать экранную Машеньку на появление перед камерой без одежды выпала вновь Абдулову. Тот расписал молодой актрисе все плюсы такого смелого шага, пообещав, что сцена сделает ее самой желанной звездой поколения. В итоге Валюшкину снимали целую смену, ее гоняли по полям и лесам, а в особо откровенных моментах Абдулов даже поливал свою коллегу из лейки, изображая дождик.

Не меньше досталось и Александре Захаровой – по задумке отца с ней и Абдуловым отсняли пикантную сцену в стоге сена. А вот Аминова на уговоры не поддалась, согласившись лишь на появление в нижнем белье.

Однако все старания съемочной группы были тщетны – Госкино зацензурило большую часть материала, целиком вырезав откровенные сцены с Захаровой и существенно сократив момент с Валюшкиной. Строгой проверке подверглась и песня «Уно моменто», которую сценаристам пришлось перевести для проверяющей комиссии. «Перевод», который Захаров представил в Госкино, был таким:

Прекрасная женщина, море, 

Верить и петь 

Подари мне мгновение 

Самое прекрасное.

Но цензоров это успокоило, и «Формула любви» вышла именно такой, какой знаем ее мы с вами.

Оцените статью
Захарову раздевали зря, а «Уно моменто» подверглась цензуре: как снимали «Формулу любви»
«До 16 и старше»: как сложилась судьба авторов и ведущих шоу