«Влюблен по собственному желанию» — опаснейший фильм для женских умов

Не знаю, какую цель ставил перед собой режиссер этого фильма Сергей Микаэлян, по его словам, вроде, хотел снять фильм про двух одиноких людей, но получилась у него наглядная и удивительно точная история про мужика-манипулятора и тётку с низкой самооценкой.

Знаю, что многие воспринимают эту картину как сказку со счастливым концом — встретились два одиночества, нашли-увидели друг друга, он ее полюбил за богатый внутренний мир, она его за… непонятно, за что. И никаким счастьем там и не пахнет, как ни старается режиссер внушить нам эту мысль, усердно на протяжении всего фильма вставляя кадры со свадьбами и детишечками.

НЕ БУ-ДЕТ!

Потому что отношения Брагина и Силковой это типичные отношения агрессора и жертвы. Они настолько каноничны, что хоть тему «треугольник Карпмана» по ним изучай.

Начнем с Брагина. Это классический случай деструктивной личности.

Когда-то он был успешным спортсменом. Но потом что-то не срослось, обиделся, что его не пустили в Европу, ушел из спорта и вот результат: сейчас он простой работяга, токарь-заточник, склонный к меланхолии и алкоголизму. По факту он опустившийся человек. Еще не на дне, но уверенно к нему стремится. Квартиру его помните? Минимум мебели, ободранные обои, на окне тряпка, спички в светильнике. Очень напоминает берлогу Гоши, он же Жора из «Москва слезам не верит». И квартиру Афони. А теперь вспомните, как он появляется в жизни Веры. С какими словами. «Я гибну. Спаси меня». Это классика жанра. Агрессор ищет женщину-спасалку, входя в роль жертвы, а ей назначая роль спасительницы. И находит. В лице Веры.

Вера. Бесцветная, асексуальная, в старушечьих кофтах, зато с богатым внутренним миром, как водится у таких серых мышей. Она милая, она хорошая, она ответственная, но… Мужчины, скажите честно, между абсолютно несексуальной Верой с богатым внутренним миром и Наташей без оного, но привлекательной внешне, кого бы вы выбрали? Веру можно рассматривать только как запасной аэродром, куда можно в любой момент плюхнуться, зализать раны, отлежаться-подкормиться и полететь дальше.

Вера тоже деструктивна. Её главная беда не внешность, это дело поправимое косметикой и парикмахером, а ее внутренне состояние. Вера глубоко ненавидит себя, свое тело, свое лицо. Все эти аутотренинги всего лишь самообман, попытка заглушить боль, убедить себя, что всё так и должно быть, что она и так счастлива (на самом деле нет). Попытка заполнить пустоту от отсутствия семьи. Помните ту истерику, которую она устроила дома, когда поняла, что Игорь увлекся другой? Вот где она была настоящая. Она невротичка. Как любой невротик, она строит отношения, опираясь на свою деструктивность, то есть, это заведомо нездоровые, разрушительные отношения. Естественно, зная, что представляет собой Игорь, психологически и психически здоровая женщина не обратила бы на него внимания. А она обратила. И кинулась его «спасать». Тут, что называется, шестеренки совпали. Именно такие Веры и клюют на таких, как Брагин (фамилия, кстати, говорящая).

Опущу сейчас кое-какие другие моменты в поведении этой парочки. Перейдем к финалу. Под воздействием внутренней красоты Веры (если что — это сарказм) Игорь начинает преображаться сам, и вот перед нами уже не бухарик, а вполне респектабельный и даже симпатичный гражданин, которому сразу и должность предлагают, пусть не большую, «но с перспективой». И вот он уже понимает, что красавица Наташка это не то, а вот Вера — брульянт воды чистой. И тут у них любофф-моркофф случается с намёком на дальнейшее щастье.

При всей правдивости образов, режиссер допустил весьма существенный промах: такие, как Брагин, не меняются. Натуру не переделать! Таких обихаживай хоть как — никакой благодарностью они не проникнутся, а просто на шею сядут и поедут, еще и погонять будут. Но ведь, как сказал один мой подписчик, «зрителям надо, чтобы было красиво». Вот режиссер и дает нам эту фальшивую красоту, этот лживый блестящий фантик: подбери (ч)удака, танцы с бубном вокруг него устраивай, и он поймет-оценит-осознает, изменится и будет вам щастья вагон и маленькая тележка. И ведь сколько женщин верит в эту байку и кидаются спасать всяких алкашей-абьюзеров в надежде, что смогут изменить их любовью и заботой и счастье с ним личное обрести. И самая мepзкая сцена в фильме — когда, поняв, что Игорёк наконец-то оценил-осознал и даже, наверное, полюбил, Вера падает перед ним на колени и утыкается носом ему в пах. Хосспаде, щастье-то какое! Мужик на нее, сирую-убогую, внимание свое высочайшее обратил! В общем, мечта каждого мужика-неудачника: найти безотказную бабенку, которая будет ему ноги мыть и воду пить. Мем из другого фильма, но очень подходит:

Что будет дальше, вполне предсказуемо. Набаловавшись с новой бабенкой и окончательно закрепив ее в статусе «никуда не денется», Игорёк вернется к своему истинному призванию: бухать и страдать. А когда ему будет скучно, он будет звонить Наташе и приглашать ее на сеновал. А Вера родит парочку ребятишек и будет бегать по профкомам и товарищеским судам в попытках призвать муженька к порядку. И страдать. Счастье ж надо заслужить. А быть просто счастливой это не по-нашему. Наши люди просто так счастливыми не бывают! Это же так благородно, так возвышенно — страдать! Что там Кафка говорил по этому поводу?

Оцените статью
«Влюблен по собственному желанию» — опаснейший фильм для женских умов
«Ошибка резидента»: как на съёмках собрались бывший заключённый, опальный диссидент и настоящая сотрудница штаба разведки