Оптимистичный фильм про победу над сектантами

«Название этой картины, казалось бы, не связано с её сюжетом. Такой фразы нет ни у одного из персонажей. Однако именно любовь к жизни уносишь с собой из зрительного зала как основное ощущение от фильма», —

так писал о фильме «Люблю тебя, жизнь!» (1961) кинокритик Николай Кладо. Кино и в самом деле получилось оптимистичным и жизнеутверждающим, показывающим, что реальность куда интересней и насыщенней будней сектантов, скованных искусственными ограничениями. Отдельным украшением, а в каком-то смысле даже своего рода героем истории стал Ленинград, где разворачивается сюжет, — Ленинград летний и зимний, солнечный и дождливый, но всегда прекрасный и романтичный. Как отметили критики, Северная столица в картине «Люблю тебя, жизнь!» — это «не пейзажи, а скорей свидание с любимыми местами».

Сценарий Михаила Берестинского перенёс на экран режиссёр Михаил Ершов. Для Михаила Берестинского это был первый опыт в игровом кино (кстати, во втором его сценарии тоже будет фигурировать религиозная тема, в 1962 году по нему выйдет лента «Грешный ангел»), для Михаила Ершова — второй.

В центре сюжета — работники и работницы ленинградской кондитерской фабрики, а главные герои — это инженер Тимофей и Лена, соседи и друзья детства.

Между ними зарождается романтическое чувство, но, похоже, они не понимают, что с этим делать, поэтому часто ссорятся и мирятся.

Тимофей приятельствует с фабричным снабженцем Женей, парнем оборотистым, но очень милым и симпатичным. Как-то Тимофей и Женя замечают группу девушек-работниц и одна из них Женю восхищает, он даже называет её Джиокондой. Но потом Тимофей случайно выясняет, что Груня, та самая «Джиоконда» состоит в секте «Свидетели Иеговы» (впрочем, приверженность девушки к строгим нравам очевидна: она всё время в платке, избегает развлечений, подругам по общежитию рассказывает о праведности и грядущем Апокалипсисе).

Тимофей даёт Жене ответственное задание — избавить Груню от влияния иеговистов.

Парню это не в тягость — в Груню он тайно влюблён и мечтает быть с ней вместе. Параллельно изменения происходят и в жизни самого Тимофея, и не без участия Лены. Финал картины в целом очевидный и духоподъёмный, хотя журнал «Искусство кино» охарактеризовал финал как открытый, потому что никто не поженился.

Роль Тимофея получил дебютант Геннадий Вернов, 29-летний актёр из Ярославля. Позднее Геннадий Вернов отдавал предпочтение театру, в кино появлялся нечасто, хотя внешность обладал интересной и вполне мог бы играть героев. Возможно, самоценку актёра подпортили критические отзывы о его дебюте в «Люблю тебя, жизнь!»: Тимофея, его персонажа, сочли суховатым, прямолинейным, необаятельным.

На его фоне куда привлекательнее и симпатичнее был Женя в исполнении Алексея Кожевникова, только что блеснувшего в комической роли в «Неподдающихся» (1959). Алексею Кожевникову пришлось решить сложную задачу:

он играл снабженца, а такие персонажи чаще представили на экране отрицательными, достойными порицания зарвавшимися стяжателями.

Женя же получился интересным парнем, добрым, умным, ответственным (прочитал тома религиозной литературы перед общением с Груней и потом цитировал Священное писание!). Безусловно, такой образ сформировал сценарист Михаил Берестинский, но и актёр сделал немало. В рецензии в журнале «Искусство кино» исполнителя хвалили:

«А. Кожевников ведёт роль очень легко, словно импровизируя, без нажима, искренне и весело. Ситуация, в которую попадает его герой <…>, предоставляет широкие возможности актёру в передаче чувств, мыслей, поведения персонажа».

Центральные женские роли сыграли Ариадна Шенгелая (Лена) и Ирина Бунина (Груня). Обе актрисы были хороши, каждая по-своему. Ариадна Шенгелая воплотила образ девушки современной, образованной, неглупой, но из-за настигшей её влюблённости порой совершающей нелепые поступки. А Ирина Бунина, для которой это была первая главная роль, была очень естественной в образе сдержанной скромницы, которая в какой-то момент понимает, что больше не может жить прежней жизнь.

Также в фильме появились Вера Кузнецова (мать Тимофея), Галина Инютина (мать Лены и директор кондитерской фабрики), Валентина Хмара, Майя БлиноваДолорес Столбова, Любовь Малиновская (работницы фабрики).

Отдельно стоит отметить Александра Афанасьева, сыгравшего убежденного и агрессивного сектанта Терентия, который хочет увезти Груню. По мнению критиков, это это был один из лучших и убедительнейших образов в фильме:

«Мы видим в нём жестокого, холодного и хитрого человека, за внешней ласковой сдержанностью которого скрывается враг, ненавидящий всё вокруг».

А в эпизодической роли без слов — пианиста-авангардиста на вечеринке у Лены — можно заметить актёра дебютанта, но уже хорошо известного кинокомпозитора Олега Каравайчука. Каравайчук был композитором и на первой картине Михаила Ершова «Под стук колёс» (1958), и режиссёр вновь пригласил его и даже дал маленькую роль.

Как и говорилось в начале, съёмочной площадкой для фильма стал Ленинград, который даже на чёрно-белой плёнке выглядит торжественно и празднично. В кадре можно увидеть и знакомые достопримечательности вроде Петропавловской крепости, и укромные городские уголки. Николай Кладо, упоминавшийся выше, увидел в городских съёмках лиричность и одухотворённость рабочих будничных дней:

«Особенно поэтичны улицы и набережные, заполненные спешащими на работу людьми».

В прокате фильм «Люблю тебя, жизнь!» появился летом 1961 года. И, разумеется, не избежал сравнений с вышедшим на несколько месяцев раньше фильмом примерно на ту же тему «Тучи над Борском». Мнения зрителей и критиков разделились:

кому-то больше понравилась оптимистичная лента «Люблю тебя, жизнь!», а кто-то оказался под большим впечатлением от мрачноватых «Туч над Борском».

Время показало, что драматичная история обличения сектантов «Тучи над Борском» всё же победила, став с годами чуть ли не культовой и одной из мощнейших антирелигиозных советских картин.

Между тем, «Люблю тебя, жизнь!» — отличный образец соцреализма, мажорный и наполненный оптимизмом фильм, где добро побеждает зло (пусть и слегка прямолинейно и предсказуемо). Да, никто не поженился, но поженятся, и всё будет хорошо. Именно такое настроение и создаёт лента, как, видимо, и хотели авторы.

А какие антирелигиозные фильмы запомнились вам?

Оцените статью
Оптимистичный фильм про победу над сектантами
Точки соприкосновения Никиты Михалкова и Александра Кайдановского