Почему «воры в законе» завалили Шукшина письмами после выхода фильма «Калина красная» и другие интересные факты о съёмках картины

Как мне кажется, очень тяжело снять фильм о перевоспитании бывшего тюремного заключённого. Каким образом мы, зрители, можем проникнуться симпатией к персонажу, совершившему нечто противозаконное, который в итоге надолго оказался за решёткой?

И знаете, «Калина красная» 1974 года от Василия Шукшина, выступившего и сценаристом, и режиссёром картины, и главным актёром, легко могла быть слезливой мелодрамой, давящей на эмоции зрителя.

Однако эта картина оказалась совершенно иной – глубокой, трогательной, я бы даже сказал пронзительной. Знаю, некоторые относятся к нему достаточно предвзято, по целому ряду причин, но мне бы хотелось высказать и своё мнение, прежде чем перейти к основной сути статьи.

В «Калине красной» нам не пытаются преподносить персонажа Егора Прокудина как несправедливо осуждённого заложника обстоятельств – он всё ещё вор-рецидивист, а его настоящее является лишь следствием ошибок его прошлого.

Человек с таким клеймом никогда не сможет жить нормальной полноценной жизнью, как бы сильно он не старался отпустить свои былые грехи. Или всё-таки сможет? В этом и заключается весь драматизм картины. Ты искренне сочувствуешь Прокудину, понимаешь его вину, но вместе с этим видишь его искреннее стремление стать другим человеком, лучшим человеком.

Только вот, бывшие «коллеги» не дадут ему просто забыть своё криминальное прошлое, оставаясь живым напоминанием всех поступков, совершенных Егором. Как один пользователь высказался в своей рецензии: «Это экзистенциальная драма», что достаточно точно описывает суть произведения.

«Калина красная» – это восхитительный фильм. Причём он крайне нетипичен для своего времени, ведь в советскую эпоху зрителям старались показывать исключительно положительных и светлых героев, а все негодяи, как правило, получали по заслугам. Здесь же ситуация совершенно иная, более сложная и крайне неоднозначная. У нас протагонист – это буквально уголовник, которого совсем не ожидает счастливый финал, как можно было ожидать от подобного сюжета.

Отзывы от «воров в законе»

Начнём с самого интересного, что по этому поводу сказали сами преступники? Ну, они прямо как истинные эксперты, раскритиковали картину. Они писали Шукшину горы писем, где пытались объяснить, насколько автор неправ. Якобы «Воровской кодекс не позволяет проучивать отошедших от дела таким образом». Уж тем более, их не устроил факт присутствия рядом женщины, якобы тогда самого Губошлёпа «отшили» бы, а то чего и похуже сделали.

Конечно, уголовники лучше знают свои местные «законы», но я, как зритель очень далёкий от всего этого, совсем не обратил внимания на подобные моменты. В конце концов, это художественный фильм, или Шукшину нужно было показывать воров, как людей честных и справедливых?

Нужно было снимать про современность

Не секрет, что чиновники всегда больше ратовали за демонстрацию в искусстве именно современного СССР. Даже отдельный жанр для этого есть «соцреализм», являющийся в своё время основным направлением в Союзе.

А вот Василий Макарович тогда хотел снять про крестьянское восстание под предводительством Степана Разина. Фильм как раз должен был быть основан на его же романе «Я пришёл дать вам волю», но студийное руководство не одобрило такую идею. Сказали, что сначала нужно снять фильм про современность. Так и получилась «Калина красная». Кстати, интересное дополнение к факту: сценарий Шукшин написал лёжа в больнице.

История жизни актрисы совпадала со сценарием

Изначально на роль матери Егора хотели позвать известную актрису Веронику Марецкую. Только она накануне съёмок отказалась, то ли заболела, то ли просто посчитала такую роль не достойной её уровня, в этом плане версии разняться. Как бы там ни было, авторам пришлось в срочном порядке искать замену.

Вот так престарелую маму главного героя сыграла обычная сельская жительница Ефимия Быстрова, судьба которой почти полностью повторяет сценарий её экранной героини. Причём для естественности сцену снимали без её ведома – через окно дома, пока Шукшин задавал ей наводящие вопросы.

«Письмо матери»

Как оказалось, это не просто отснятая для фильма сцена, а видео из реального архива МВД, на котором изображён реальный заключённый. Даже известно его имя – Владимир Залуский. Его в своё время посадили за мелкую кражу, благо после выхода из тюрьмы он исправился и устроился работать в геологическую разведывательную экспедицию.

Ну хоть у кого-то во всей этой истории вышел действительно счастливый финал, жаль только Егор своей возможности исправиться так и не получил.

Оцените статью
Почему «воры в законе» завалили Шукшина письмами после выхода фильма «Калина красная» и другие интересные факты о съёмках картины
Как снимали фильм «Гостья из будущего»: кадры со съемок и 33 интересных факта о фильме