Драма о страстной любви отца и сына к бесприданнице

Фильм «Первая любовь» (1969) поставлен по классической русской прозе. В основе сценария — одноимённая повесть Ивана Сергеевича Тургенева, и, что любопытно, пикантная ситуация, описанная в произведении, была подсказана Тургеневу самой жизнью: фактически писатель изложил историю о себе и своём отце.

В 1968 году в стране отмечалось 150-летие о дня рождения Тургенева, поэтому театральные и кинорежиссёры активно взялись за его повести и романы. А на «Мосфильме», главной киностудии страны, запустили в производство сразу две картины по Тургеневу:

Андрей Михалков-Кончаловский начал снимать кинофильм «Дворянское гнездо», а Василий Ордынский стартовал с телефильмом «Первая любовь».

Василий Ордынский был режиссёром талантливым, плодовитым и увлечённым профессией. Первую короткометражку он снял, оканчивая ВГИК в 1954 году. Спустя 14 лет, приступая к «Первой любви», Ордынский был автором уже почти десятка лент, в числе которых были такие кинохиты, как «Человек родился» (1956), «Сверстницы» (1959) «Тучи над Борском» (1961). Часто режиссёр выступал и в качестве сценариста, и повесть Тургенева для кино он тоже переложил сам. Забегая вперёд, хочу заметить, что

сценарий получился по-настоящему красивым, поэтичным, личным, и все эти качества позже перешли в картину. «Первая любовь» Василия Ордынского — это не тот случай, когда режиссёр хочет самовыразиться за счёт классики в духе «я художник, я так вижу». Это произведение, снятое бережно, деликатно, созданное не для того, что показать свой «авторский» взгляд, а для того, чтобы показать глубину тургеневской прозы.

Поэтому просмотр ленты — это удовольствие и от встречи с классической литературой, не искажённой какими-то современными деталями, и от самого сюжета, пусть и трагического, и даже удовольствие эстетическое (тут благодарность костюмерам, декораторам, гримёрам).

Сюжет вкратце таков. 17-летний Владимир, которому вскоре предстоят вступительные экзамены, приезжает на дачу, где проводят время его родители, состоятельные дворяне. Владимир узнаёт, что на соседской даче проживают мать и дочь Засекины из числа обедневших дворян. Дочь зовут Зинаида, и эта 21-летняя своенравная красавица регулярно собирает у себя компанию мужчин-поклонников, среди которых поэт, местный доктор, некий граф, отставной военный.

Почитатели Зинаиды не прочь развлечься и всегда готовы услужить «прекрасной даме».

Владимир пытается влиться в эту компанию, но чувствует себя неловко: остальные его заметно старше. Но в Зинаиду, несмотря на её дерзость и порой необъяснимую жестокость, он влюбляется со всей пылкостью юноши, которого охватило первое, ещё лишь познаваемое чувство. Однако Владимиру предстоит открыть страшный секрет: между неприступной Зинаидой и его отцом существует связь. И она отнюдь не духовная.

На роль Зинаиды после ряда проб утвердили начинающую актрису Ирину Печерникову. Ирина только что снялась в фильме-опере «Каменный гость» (1967), и теперь ей тоже предстояла роль историческая, костюмная. Актрису это не пугало, мало того, она была очень рада.

Недавняя выпускница Школы-студии МХАТ вообще предпочитала классику, сюжету о современниках казались ей неинтересным и даже скучными

(кстати, именно поэтому на роль в следующем фильме она согласилась не сразу и без особой охоты. А это была школьная драма «Доживём до понедельника» (1968), которая в одночасье превратила актрису из молодой и начинающей в знаменитость всесоюзного масштаба). Роль Зинаиды Засекиной, на первый взгляд, вздорной ветреницы, а на самом деле женщины, переживающей любовную трагедию, принесла Ирине Печерниковой первую популярность. И вполне заслуженную:

актриса тщательно готовилась к роли и даже освоила верховую езду, хотя прежде не имела никакого отношения к лошадям.

В кадре она выглядит вполне умелой наездницей, но этот навык актриса получила только перед съёмками.

Роль трепетного Владимира (он же Вольдемар) сыграл Вадим Власов, студент студии Центрального детского театра. Занятно, что чуть раньше Вадим снялся в маленькой роли в короткометражном фильме с таким же названием — «Первая любовь» (1966), но это был сюжет о войне. А ещё в выборе исполнителей главных ролей получилось любопытное совпадение:

в повести Зинаида старше Вольдемара на четыре года. Такая же разница в возрасте была между Ириной Печерниковой и Вадимом Власовым.

Роль Петра Васильевича, отца Владимира, с которой Зинаиду и связывало большое чувство, отдали Иннокентию Смоктуновскому, который одинаково великолепно смотрелся и в костюмных ролях, и в образах современников.

В кадре его персонаж неоднократно разговаривал с Зинаидой по-французски. Судя по голосу, Смоктуновский говорит сам, но не знаю, владел ли он французским или просто заучил реплики. А вот Ирина Печерникова действительно неплохо владела французским языком и могла на нём изъясняться, так что она точно понимала, что произносит её героиня.

В других ролях Надежда Федосова (Засекина-старшая) и Елизавета Солодова (мать Владимира). Компанию завсегдатаев гостиной Зинаиды представили Станислав Любшин (доктор и старый холостяк, который попытался открыть глаза Владимиру на тайну),

Владимир Гусев, Владимир Ширяев, Александр Кайдановский, Анатолий Родионов.

Съёмки прошли в Подмосковье и Москве. Похоже, задействовали и особняк на Остоженке (в шестидесятых годах именовавшейся Метростроевской), где в середине позапрошлого века жила семья Тургеневых. Кстати, несколько лет назад особняк отреставрировали, сейчас там Дом-музей Ивана Сергеевича Тургенева, и если вы там не были, то советую: и сам музей интересный, и особняк чудесен.

Телезрители увидели фильм «Первая любовь» в начале 1969 года. Отзывы в большинстве своём были положительными, и это предсказуемо: повесть в трактовке Василия Ордынского вышла такой же лирично-драматичной, каковой её представил Тургенев, когда под внешним спокойствием и даже беззаботностью скрыты бурные эмоции. Резюме таково: если вы хотите посмотреть красивый классический фильм, где нет ничего лишнего, то вот вам «Первая любовь» Василия Ордынского.

В 1995 году вышла новая версия «Первой любви» в постановке Романа Балаяна. В роли Зинаиды Засекиной там снялась Анна Михалкова, а в роли Петра Васильевича — Олег Янковский. Вы знакомы с этим фильмом?

Оцените статью
Драма о страстной любви отца и сына к бесприданнице
«Фокусник» (1968) — шедевр, который в свое время не оценили по достоинству