«Брат» — это прекрасный фильм 1997 года от одного из лучших, по моему мнению, российских режиссёров Алексея Балабанова. В центре сюжета оказывается вернувшийся со службы Данила Багров (Сергей Бодров-младший), пытающийся влиться в совершенно чуждый для него преступный мир под влиянием своего брата Виктора (Виктор Сухоруков).
По ходу своих похождений он знакомится с водителем трамвая по имени Света (Светлана Письмиченко), которая помогла сбежать ему от бандитов. У них быстро закрутился роман.
Однако, в конце, когда Данила уезжает в Москву, он не забирает свою новую подругу с собой. Возникает вопрос, почему? Банально списать всё на отсутствие у него денег не получится, всё же он смог хорошо обогатиться за время своего нахождения в бандитском Петербурге.
Вопрос, на самом деле, очень интересный. Многие зрители неоднократно задавались им по вполне простой причине: у Светы жизнь далеко не самая счастливая, а вместе со своим новым возлюбленным она смогла бы уехать покорять столицу, вместо того, чтобы оставаться со своим мужем.
Чувство долга и ответственности
И на первый взгляд ответ достаточно очевидный. Всё-таки у Светы есть семья, обязанности, работа водителем трамвая, в конце концов. В отличие от Данилы, только приехавшего в город, не имеющего за душой ничего. Да и виделись они за весь фильма всего-то несколько раз, поэтому их «роман» можно назвать не более чем краткосрочным увлечением, без претензии на счастливый конец.
Эти суждения действительно верны, но упускается один немаловажный момент: Багров-то бандит, в прямом смысле этого слова. Он не брезгует принимать участие в разного рода преступных аферах, с лёгкостью может спустить курок, направив дуло ружья в нужную цель.
Данила приехал в город как человек, которому просто нечего терять. У него достаточно сбитые моральные ориентиры. В общем-то говоря, его никак в полной мере не назвать светлым и безобидным парнем.
Я прекрасно понимаю, что девяностые были таким временем, когда особого выбора не было – либо ты, либо тебя. И всё же Даня без малейших колебаний способен практически на любое преступление, при этом абсолютно не задумываясь о том, что будет, если в процессе его «разборок» заденет и других людей. Ведь Свете же и самой “досталось” из-за выяснения отношений между Круглым и Багровым.
Можно сказать, что именно её связь с Данилой и привела её к этому инциденту. Да, он как настоящий герой ответил за любимую девушку и за брата, а с другой стороны, где гарантия того, что подобное не повторится?
Данила никогда не был любовью всей её жизни, как мне кажется, ради которого она могла бы бросить всё. Он был скорее неким способом отвлечься от повседневной рутины, где от мужа никогда не дождёшься тёплого ласкового слова.
Как бы сильно она не сожалела о своём решении остаться, она, как уже взрослая и осознанная женщина, наверняка понимала, что решение уехать вместе с Данилой в Москву было бы крайне необдуманным и спонтанным.
Философские символизмы
Я, кстати, видел ещё одну интересную интерпретацию этого вопроса с прямым противопоставлением Светы и Кэт. Если первая символизирует старый традиционный уклад – дом, семья, стабильная работа, то вот со свободолюбивой молодой девушкой дела обстоят совершенно иначе.
Она, по мнению многих, является неким воплощением той самой «новой России», не боится перемен, идти на риск, принимать участие даже в сомнительных авантюрах, всегда думая в первую очередь о своей собственной выгоде и жажде попасть в центр приключений. Она никогда не думает о будущем, живёт лишь сегодняшним днём, что полностью противоречит мировоззрению Светы.
Заключение
А что я думаю по этому всему поводу? Знаете, Алексей Балабанов никогда не вкладывал в фильм «Брат» особо глубоких подтекстов, в чём открыто признавался. Так что вряд ли здесь дело в «аллюзии» на разваливающийся традиционный советский уклад (Света), на смену которому приходит новый бунтарский дух (в лице Кэт).
Как мне кажется, Светлана просто выполнила свою функцию как персонаж, стала причиной эскалации конфликта Багрова и Круглого, обернувшегося ликвидацией банды последнего. Никакой глубокой истории любви или тонкого социального комментария – банально Света просто не нужна была сюжету. Самым простым и логичным решением было оставить её в статусе «кво», в той самой жизни, к которой она уже привыкла, ставшей для неё зоной комфорта.