«Весна»: как создавали двойника Орловой и какими приёмами скрывали возраст актрисы

2 июля 1947 года на экраны вышла «Весна» — музыкальная комедия с элементами фантастики режиссёра Григория Александрова. Сценарий фильма он писал вместе с соавторами Морисом Слободским и Александром Раскиным по мотивам спектакля «Звезда экрана», который с успехом шёл на сцене московского Мюзик-холла. Работу над текстом закончили 20 июня 1941 года — за два дня до начала войны. Вернуться к сценарию удалось лишь спустя шесть лет — за это время история устарела и пришлось писать всё заново.

Ирина Петровна меняет профессию

Сначала Александров поменял специальность главной героини. В первой версии сценария профессор Никитина занималась условными рефлексами в институте физиологии, но к моменту съёмок рефлексология была признана «ошибочным направлением» в науке. Тогда героиню сделали физиком и отправили работать на военную промышленность. Потом она стала специалистом по взрывчатым веществам. Всего профессию меняли восемь раз, пока учёный Пётр Капица не посоветовал режиссёру занять героиню изучением солнечной энергии. Образ учёной дамы списали с доктора химических наук и специалиста по атомной промышленности Зинаиды Ершовой, которую называли «русской мадам Кюри».

С миру по нитке

Для Института Солнца, где работала Никитина, требовались серьёзные декорации — надо было оборудовать целую лабораторию со сложной, почти фантастической аппаратурой. Снимать на «Мосфильме» не было возможности — студию ещё не восстановили после войны, не было технического персонала. Тогда съёмочная группа поехала в Прагу — работать на базе знаменитой киностудии «Баррандов». Реквизит собирали по всей Европе, а часть съёмок прошла в декорациях немецкого музыкального фильма «Девушка моей мечты».

Секрет её молодости

На роли профессора Никитиной и актрисы Шатровой режиссёр взял свою жену и музу Любовь Орлову. Актрисе к тому моменту было 44 года, она понимала, что камера перестаёт её любить и планировала после «Весны» уйти из кино на сцену театра Моссовета. Чтобы жене было легче вписаться в коллектив, Александров пригласил в фильм ведущих актёров этого театра — Фаину Раневскую и Ростислава Плятта. Орлова очень переживала из-за возраста, поэтому у режиссёра был ряд отработанных приёмов, благодаря которым актриса в кадре выглядела моложе. Её снимали только под определёнными углами и только с мягкой подсветкой снизу, а чёрно-белое изображение дополнительно скрадывало изъяны.

Раздвоение личности

«Весна» стала одним из первых советских фильмов со спецэффектами. Профессору Никитиной предстояло встретиться со своим двойником, но специалисты по комбинированным съёмкам ещё никогда не сталкивались с задачей «раздвоить» актрису в кадре. Команда долго пробовала разные варианты. Зеркала отпадали, потому что героини должны выглядеть по-разному, а проекционные экраны не давали нужного эффекта — было слишком заметно, что актриса стоит рядом с изображением. В результате был придуман очень простой способ: половину камеры закрывали заслонкой, Любовь Орлова и Николай Черкасов вставали перед свободной частью и играли свою сцену. Потом плёнка отматывалась, заслонка переставлялась, а Орлова в новом гриме и костюме переходила на другую сторону площадки и снималась уже с Михаилом Сидоркиным. Получился идеальный «двойник» без монтажа, склеек и лишних ухищрений с техникой.

Рабочий и колхозница

Перед титрами «Весны» на экране впервые появился знаменитый логотип «Мосфильма» — скульптура «Рабочий и колхозница». После войны на кино возлагали большие надежды, и для главной киностудии СССР было решено выбрать узнаваемую эмблему. Была собрана комиссия из деятелей искусств, в состав которой входила скульптор Вера Мухина. Большинством голосов была выбрана её скульптурная композиция, которую знали не только у нас, но и за рубежом. В «Весне» можно увидеть самый первый вариант заставки, когда снимали настоящую скульптуру. Чуть позже Мухина сделала маленькую гипсовую копию, которую было удобно снимать в павильоне. Сейчас заставка уже давно отрисована на компьютере, а миниатюра бережно хранится в музее «Мосфильма».

Успех в Венеции

Музыкальная комедия вышла в прокат летом 1947 года. За первый месяц её посмотрело 18 миллионов зрителей СССР и Чехословакии, а десятки стран закупили фильм для своего проката. В том же году «Весна» участвовала в программе возрождённого Венецианского кинофестиваля и получила приз за лучший сценарий. Награду за лучшую женскую роль в тот раз было решено отдать двум актрисам — её получили Любовь Орлова и звезда европейского кино Ингрид Бергман.

Оцените статью
«Весна»: как создавали двойника Орловой и какими приёмами скрывали возраст актрисы
А кто-то сегодня будет смотреть эти фильмы Кончаловского – «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» и «Курочка Ряба»?