Вы представляете эту комедию без Пуговкина? А так вполне могло быть.
Стоит только услышать фразу «И шо я в тебя такой влюбленный?», как мы тут же с улыбкой вспоминаем «Свадьбу в Малиновке». Но зрители и не догадываются, что картина могла получиться совсем другой — без легендарного Михаила Пуговкина в образе любимого Яшки и без его лихого танца «В ту степь». Расскажем несколько удивительных вещей о съемках народной комедии.
- «Свадьба в Малиновке» без Михаила Пуговкина? Как такое вообще могло бы случиться
- Танец «В ту степь» в исполнении Пуговкина обожают все. Но не все заметили странную деталь в этой сцене
- Кого показали вместо Яринки в свадебном платье? Зрители даже не догадываются об этом
- Лошадей пудрили, как настоящих кинозвезд
«Свадьба в Малиновке» без Михаила Пуговкина? Как такое вообще могло бы случиться
«Бац! Бац! И мимо!» — фраза, сказанная Пуговкиным в «Свадьбе в Малиновке», моментально ушла в народ. Невозможно представить народную комедию без этого артиста.
Но на съемках все шло к тому, что Пуговкин не должен был появиться в картине. А вместо него Яшку сыграл бы… артист балета. Но как такое могло бы случиться?
Как только режиссер Андрей Тутышкин приступил к работе над фильмом, сразу решил: Яшку-артиллериста будет играть только Пуговкин, и точка. Он был настолько убежден в своем выборе, что даже не собирался проводить кинопробы для этого артиста. Но почему вдруг именно Пуговкин и никто другой?
Тутышкин считал, что этот актер идеально совпадал с образом Яшки-артиллериста. К тому же Пуговкин прошел войну — служил разведчиком в стрелковом полку и был тяжело ранен в ногу. А дальше началась почти детективная история.
Режиссер поручил ассистентке связаться с артистом и пригласить на съемки. Та звонила ему домой и потом отчитывалась: то трубку никто не берет, то Пуговкина нет в Москве. Поначалу у Тутышкина не было никаких подозрений.
Но проходит месяц, два, а неуловимого Пуговкина все нет и нет. Уже пришло время по графику снимать сцены с участием Яшки. И тут терпение Тутышкина лопнуло.
Он сам набрал домашний номер Михаила Пуговкина и попал как раз на него. Режиссер воскликнул:
«Михаил Иванович, ну как же так?! Я вас жду, жду…»
Пуговкин был очень удивлен и объяснил, что никаких предложений о съемках вообще не получал и все это время был в Москве. Когда режиссер узнал истинную причину, вышел из себя.
Оказалось, что та самая ассистентка хотела протолкнуть в картину своего хорошего товарища — солиста балета. Она делала все, чтобы не дозвониться до Пуговкина. Так что, если бы Тутышкин не позвонил ему сам, зрители не увидели бы любимого актера в культовой комедии.
Пуговкин сказал режиссеру, что вылетает на съемки немедленно. Он еще не читал свою роль, но знал, что должен ее сыграть.
Танец «В ту степь» в исполнении Пуговкина обожают все. Но не все заметили странную деталь в этой сцене
Помните, как Яшка с залихватской интонацией говорит Горпине:
«Гопак нынче не в моде. Я прошел пешком всю Европу и ни разу не видел, чтобы танцевали гопака. Сейчас у них в моде форменное безобразие… Называется „В ту степь“. Интересуетесь? Могу показать. Вашу ручку, битте-дритте!»
Это самый любимый эпизод в «Свадьбе в Малиновке» для миллионов зрителей. Яшка-артиллерист учит новому модному танцу Горпину Дормидонтовну. Они так лихо отплясывают «В ту степь» на экране, что зрители не заметили одну важную деталь. Присмотритесь к этому кадру внимательнее. Вам ничего не кажется странным?
Во взгляде Горпины Дормидонтовны есть подсказка — она смотрит на ноги Яшки. Ноги и ноги, подумают многие. Что в этом такого?
Обратите внимание: они пляшут во дворе, не на мягкой траве, а на твердой и высушенной солнцем земле. На ногах у Горпины кожаные башмаки, а Пуговкин без обуви. Но почему он вдруг танцует только в носках?
Внимательные зрители ответят: так Яшка пришел в деревню в одном сапоге, который ему дал дед Нечипор. Да, так и было. Правда, Нечипор пообещал ему целую пару сапог, которые лежали в его хате. На самом деле, причина почти босых ног Яшки была совсем в другом.
На фронте Пуговкин получил тяжелое ранение в ногу, но врачам удалось сохранить ему ступни. А позднее ранение напоминало о себе болями. Танец «В ту степь» давался ему совсем не просто.
Для минутного эпизода с танцем Пуговкин ежедневно занимался каждый день в течение полутора месяцев — приходилось учиться даже со шваброй.
Из дубля в дубль актер танцевал в кирзовых жестких сапогах, когда на улице было +43 градуса. Неудобная обувь и давняя рана вызывали боль и дискомфорт. Повлиять на погоду актер не мог, зато с легкостью избавился от неудобной обуви и отплясывал в одних носках. Кстати, с этим танцем связана еще одна любопытная история.
Комический танец Михаила Пуговкина и Зои Фёдоровой называется «В ту степь». Название происходит от реального американского танца Two steps (произносится как Ту степс и переводится как «Два шага»). Он появился в США в начале 1920-х годов, а действие пьесы «Свадьба в Малиновке» происходит в 1919-м. Получается, что Яшка, вернувшийся из австрийского плена, никак не мог про него знать.
Кого показали вместо Яринки в свадебном платье? Зрители даже не догадываются об этом
Все помнят кульминацию картины — свадьбу Яринки и Грициана. Но зрители не заметили подвоха на одном из кадров в этом эпизоде. Вот новоиспеченная жена пытается вырваться из рук мужа.
И ей это удается — она мчится вверх по лестнице, открывает настежь окно и прыгает вниз. Правда, сцену самого прыжка не показали. А дальше в кадре вновь Яринка в подвенечном наряде. Она мчится к повозке с лошадью. И вот тут зрители даже не догадываются, кто перед ними в кадре на самом деле — все уверены, что на повозку вскакивает она же.
Но тут создателям картины пришлось пойти на хитрость. На самом деле в этой сцене — мужчина, переодетый в платье невесты, а точнее, каскадер. Но так как героиню снимают со спины, в темноте и с длинной фатой, зрители ничего и не заметили. А что же случилось с актрисой?
Валентина Николаенко родилась и выросла в городе, поэтому у нее не было навыка управления лошадьми. К тому же она очень боялась ехать в повозке стоя, поэтому отказалась сниматься в этой сцене. Ее пришлось заменить профессиональным каскадером.
Лошадей пудрили, как настоящих кинозвезд
Небольшой эпизод со свиданием Яринки и Андрейки тоже заслуживает отдельного внимания. В этом кадре прекрасно все — и герои, и бескрайние просторы за их спиной, и белогривая красивая лошадь. Никто из зрителей даже не догадывается, что животное долго и тщательно гримировали — как настоящую кинозвезду.
Грим для лошади? Это целесообразно в фантастических или исторических картинах. Но в «Свадьбе в Малиновке» события разворачиваются в тихой крестьянской деревне. Кобыла Андрейки, как и другие лошади в фильме, — совершенно рядовая, крестьянская. Для чего тогда ее украшать?
Оказалось, что ни у одного жителя деревни, где проходили съемки, нет лошадей. А по сюжету без них точно не обойтись. Тогда пришлось их искать в соседних поселках и арендовать.
Еле-еле пригнали лошадей к месту съемок, и тут режиссер расстроился. Перед ним стояли скорее клячи, а вид у них был совсем неухоженный. Тутышкин позвал гримеров и поручил подготовить лошадей к съемках — так же тщательно, как и актеров.
Гримерам пришлось пойти на хитрость — осветлять гривы некоторым лошадям, а также посыпать их дорогой импортной пудрой. Поэтому в кадре они выглядят действительно холеными.