Смазали глицерином, вставили бюст: как снимали фильм «Интердевочка»

Снять кино о девушках легкого поведения режиссера-фронтовика Петра Тодоровского уговорила его супруга Мира. Она же нашла на проект деньги и выступила его продюсером. В итоге кино стало одним из лидеров советского проката, а исполнительницы главных ролей мигом превратились в звезд. Давайте вспомним, как создавался один из самых провокационных перестроечных фильмов.

Сценарий был создан на основе вполне реальных событий. Писатель и драматург Владимир Кунин одно время жил в центре Варшавы и лично наблюдал у гостиницы за барышнями с низкой социальной ответственностью. А когда вернулся в Ленинград, то решил написать целую повесть. Через свои связи напросился в группу комитетчиков, которые расследовали незаконные валютные операции. И целых четыре месяца собирал необходимый материал, общаясь с девицами легкого поведения.

Впоследствии повесть он так и назвал – «Интердевочка». А когда книга увидела свет, то на нее тут же обратили внимание киношники. В стране уже вовсю гремела перестройка. И то, что совсем недавно было запрещено, стало разрешено. За провокационную тему неожиданно взялся режиссер-фронтовик Петр Тодоровский. Мэтра уговорила жена.

Мира Тодоровская нашла финансирование – договорилась со шведской компанией «Сталлет-фильм». И сама стала продюсером. А главный идеолог проекта Владимир Кунин по своей повести набросал сценарий. Добро на проект дали и в «Госкино». В Тодоровском начальство было уверено на все сто. Даже по такой пикантной теме мастер халтуры не сделает, резонно считали чиновники. И не ошиблись.

Актрису на главную роль искали долгие шесть месяцев. Кунин писал свой сценарий специально под Татьяну Догилеву. Очень уж ему понравилась «Блондинка за углом». Но Догилева совершенно не устроила режиссера. В свою очередь сценарист забраковал Наталью Андрейченко. Оба вроде бы сошлись на польской актрисе Катажине Фигуре. Но та отказалась от съемок сама – не устроил гонорар.

Тогда Мира Тодоровская посоветовала своему мужу пригласить на пробы актрису Елену Яковлеву. Петр Ефимович вначале возразил: «Какая же это интердевочка? Она же слишком худая и бесформенная». Но на пробы ее все же позвал. Яковлева попала в образ идеально. А формы – дело наживное. Бюст ей увеличили с помощью поролона. Женский актерский состав вышел очень колоритным. Ирина Розанова, Любовь Полищук, Анастасия Немоляева, Ингеборга Дапкунайте – после выхода фильма в прокат все они стали кинозвездами.

Роль иностранного мужа главной героини сыграл 40-летний артист из Швеции Томас Лаустиола. В юности у него на самом деле был роман с дамой легкого поведения. И он отлично знал, что и как нужно играть. Шведские партнеры вообще создали максимально комфортные условия для съемок. Выделили хороший бюджет. Приобрели импортный реквизит для артистов, Предоставили качественную кинопленку. Фильм снимали в Стокгольме, Москве, Ленинграде – в той самой гостинице «Прибалтийская», где под прикрытием работал Владимир Кунин. Уложились всего за три месяца.

При съемках некоторых эпизодов пришлось проявить смекалку. Елена Яковлева наотрез отказывалась сниматься в пикантных сценах. Помните эпизод с японцем? Никакого японца в той самой сцене на самом деле не было. Яковлева снималась в одиночку. И все нужные эмоции сыграла одними глазами. А снимали этот эпизод так.

Во время съемок включили ритмичную музыку. Раскачивали в такт ритму кровать. Осветитель при этом синхронно управлял светом, оператор – камерой, а режиссер за кадром – под музыку тряс саму актрису. Так продолжалось до тех пор, пока эпизод не отсняли с различных ракурсов. Лицо актрисы смазали глицерином – чтобы в кадре она выглядела так, будто ей было по-настоящему жарко. Вся съемочная группа тогда едва не упала со смеху.

Оригинальный финал кинокартины получился трагичным. И он категорически не устроил шведских партнеров. Тогда специально для проката в Швеции фильм сократили. Две серии смонтировали в одну, а финал оставили открытым. Но в зарубежный прокат «Интердевочка» выйти так и не успела. Шведская компания, финансировавшая это кино, обанкротилась.

Зато в Советском Союзе фильм Петра Тодоровского зрители приняли на ура. Недовольным остался разве что сценарист. Владимир Кунин счел фильм слишком целомудренным. И жалел, что не отдал свою историю молодому режиссеру. Чтобы тот сделал ее более провокационной. У Тодоровского же фильм получился вовсе не о девушках легкого поведения. Режиссер снял историю о любви, предательстве и расплате. Сделал ее выпуклой и живой. Наверное, именно поэтому его фильм пересматривают до сих пор.

Оцените статью
Смазали глицерином, вставили бюст: как снимали фильм «Интердевочка»
«Акваланги на дне» — как пионеры ловили шпиона