Уверена, что большинство смотрели «Алые паруса», но только в одном варианте — в постановке 1961 года, с Лановым и Вертинской в главных ролях. А вот 4 другие экранизации, как мне кажется, смотрели лишь единицы. Не буду лукавить — до этого момента я и вовсе не знала, что существуют другие варианты. А как узнала, то решила их все пересмотреть и сравнить друг с другом.
«Алые паруса» 1961 года: просто и со вкусом
Экранизация Птушко прекрасна. Она выполнена с невероятной бережностью к первоисточнику с минимальными отхождениями в «сторону».
Ляпы есть, но их вполне можно простить (например, в одном моменте Ассоль продает кораблики и среди игрушек можно заметить пароход, которому в этом мире совершенно не место).
Актеры подобраны хорошо, но не идеально. Вертинская полностью соответствует книжной Ассоль (тоненькая девушка с детским лицом, с выразительными глазами). Лановой не особо попадает в книжного персонажа. В повести он описан как крепкий мужчина с густыми усами, утративший аристократичный лоск из-за упорной многолетней работы на корабле. Еще в книге есть упоминание, что Грей был порывистым, резким, эмоциональный. Лановой же воплотил довольно сдержанного, даже холодного молодого человека. Но вот романтический и привлекательный образ ему удался на ура.
Картинка в фильме приятная. Умело создана атмосфера легкой сказочности, но не утрачена «связь с реальностью». Почему я на этом заостряю внимание будет понятно при оценке других экранизаций.
Моя личная оценка фильму «Алым парусам» 1961 года — 9 из 10. К просмотру обязателен.
«Алые паруса» 1978 года: слишком литературно
Экранизацией этот вариант назвать трудно. Скорее телевизионный вариант литературных чтений. Всего 3 актера стоят перед камерой и выразительно читают по ролям. Никакого действия. Но, чтобы зритель не заскучал перед экраном телевизора периодически меняется свет (становится ярким в радостные моменты, тускнет в драматические мгновения). А еще на фоне появляются разные силуэты (деревьев, волн, корабля).
О ляпах и картинке говорить не приходится, так как это дословное прочтение книги по ролям. Никаких изменений внесено не было.
Актеры хороши, но не уверена, что я довольна. От автора читает Андрей Попов. Тут все гладко. Ассоль изображает Елена Коренева и чего-то мне в ней не хватило. Ощущение, что она слишком взрослая для этой героини. Евгений Герасимов, да простят меня его поклонники, показался простоватым для капитана Грея. Вместе с Кореневой они не особо ладно смотрятся.
Моя личная оценка — 2 из 10. Не оценила подобного жанра. Это и не книга , и не телеспектакль, и не кино. Странный гибрид, который мне было трудно усвоить — скучно. Я бы советовала выключить картинку и просто слушать как аудиокнигу, потому что начитка прекрасна, а вот картинка тут совершенно необязательная.
«Ассоль» 1982 года: головокружительно
Это был эксперимент. И крайне странный. После просмотра моя голова кружилась как волчок, а перед глазами плясали пятна. Ощущение, что меня пытались загипнотизировать.
Самое неординарное — это игра режиссера и оператора с картинкой и цветами. Описать эту вакханалию сложно, поэтому я лучше добавлю несколько кадров, чтобы вы понимали, о чем я веду речь.
Картинка ни разу так и не стала адекватной. В конце фильма все и вовсе стало алым — небо, море, и даже кожа людей. Выглядело это неприятно. И невероятно мешало проникнуться романтичной историей.
Что касается актеров, то и тут не будет комплиментов. Елена Зайцева и Андрей Харитонов выглядели как ангелочки — нежные, светлые и лиричные. Но как-то с этими качествами они перестарались, а эмоции выдавали настолько чрезмерные, что им не хочется верить.
Моя оценка — 0 из 10. Подобная психоделика оказалась мне чуждой.
«Правдивая история об Алых парусах» 2010 года: понамешанный
Авторы этого сериала хотели сделать свое и поэтому от классической истории тут осталась лишь основа. А сверху навалили столько всего чужеродного — и детектив, и авантюру с подменой капитана Грея, и погони, и даже сражение на саблях.
Картинка обычная, я бы даже сказала скучная. Ощущение сказочности и романтики отсутствует напрочь. Ах да, забыла сказать, что действие происходит «в наше время».
Актеры — отдельная печаль. Вероника Иванщенко и Александр Бухаров нормальные актеры, приятные внешне, хорошо смотрятся вместе. Но они отвратительные Ассоль и капитан Грей.
Моя оценка: 0 из 10. Советую пробегать мимо этой экранизации.
«Алые паруса» 2011 года: иностранцы добрались до Грина
Экранизация, снятая итальянским режиссером с французскими актерами. Первоисточник перекроен вдоль и поперек. Тут даже главная героиня зовется не Ассоль, а Жюльетта. И забирает героиню вовсе не парусник, а самолет (поэтому в оригинале фильм называется «Взлет»).
Актриса Жюльет Жуан в главной роли не понравилась. Слишком она жесткая, ни капли ранимости, посильнее некоторых мужчин в фильме. А вот Луи Гаррель в роли капитана Грея (которого тут зовут Жан) интересный и видный мужчина — одобряю.
Моя оценка — 5 из 10 и я даже могу его посоветовать к просмотру, но перед этим настроиться, что вы будете смотреть далеко не «Алые паруса». Это просто красивый фильм с легкими отсылками к книге Грина.
Подвожу итог
Вывод оказался лишенным неожиданностей. Экранизация 1961 года — самая идеальная. Вертинская лучшая Ассоль. А Лановой, несмотря на несоответствие книжному описанию, самый яркий и выразительный капитан Грей. Другие «Алые паруса» сделаны намного слабее.
Конечно, все описанное — исключительно мое мнение. Если вы в чем-то со мной не согласны — переубеждать не буду, но с интересом послушаю, так как люблю узнавать разные точки зрения на одни и те же фильмы.