Если вы думаете, что тема домашнего насилия, газлайтинга, абьюзивных отношений, тирании и морального подавления в кино поднимается только сейчас, то вы ошибаетесь. Взять хотя бы ещё чёрно-белый «Газовый свет» 1944 года с Ингрид Бергман и Шарлем Буайе, или немецкий фильм, о котором хочу рассказать сегодня.
Фильм, который тяжело смотреть. Без шуток. Он подавляет. Он страшен тем, как идеально показано в нем моральное насилие мужчины над женщиной. Фильм-шок, который стоит увидеть каждому.
🎬Марта (1974)
Martha
Марте Хейер (Маргит Карстенсен) тридцать один год, она интересная, привлекательная женщина, но сущий ребенок в душе. Ребенок травмированный и одинокий. Ноль отношений с мужчинами (да, Марта девственница), жизнь в родительском доме – с отцом, по всей видимости, тираном и деспотом, и матерью, которая всю жизнь ходит на цыпочках, чтобы угодить этому тирану. Во время путешествия в Рим отец внезапно умирает. И тут надо видеть эмоции Марты. Это одновременно шок от потери близкого человека, и радость, ибо тот, кто морально терзал тебя всю твою жизнь, наконец не сможет это делать.
Но, как бы не так. Семена уже упали. Марта выросла в НЕНОРМАЛЬНОЙ, психически не здоровой семье. Она возвращается в родной дом, где мать также не знает, как правильно себя вести после похорон — смеяться или впасть в депрессию, поэтому запивает таблетки алкоголем и продолжает долбить бедную Марту, свою «маленькую» дочь, не готовую к самостоятельной жизни. То есть становится заменителем отца. Понятно, что у нее тоже проблемы с психикой и её перекосило не в ту сторону, увы.
Когда Марта, вдохнув свободы, выходит замуж за первого встречного, ткнувшего в неё пальцем, так и не дождавшись одобрения мамы, предпочитающей смерть, чем «долгожданное счастье дочери», начинается самое страшное. Показательна сцена суицида матери и то, как Марта ЖДЁТ решения мужа, вызывать скорую, или дать ей умереть.
Потому как что? Правильно. Марта подсознательно выбирает в мужья того, кто похож на её покойного отца. Того, кто руководит ей с самого начала их «идеального» брака. То есть перед нами такая классическая история, как эмоциональный садист нашел свою жертву. Он её почувствовал. Они словно притянулись друг к другу. Жертва, даже понимая всю тяжесть своего положения, выйти из этих созависимых (а это 100% созависимость) отношений не может. Тут психиатр нужен. И планомерный выход из такого брака. Просто так соскочить с этой иглы невозможно.
Кто же такой этот странный муж Марты? Хельмут Саломон (Карлхайнц Бём) – обеспеченный, харизматичный, сильный. Доминирующий абсолютно во всём и подчиняющий своим интересам и всей своей жизни молодую жену.
Он словно забавляется с новой игрушкой. Ставит психологические эксперименты и наблюдает за процессом. Процессом, в результате которого и так нестабильная, подавленная психика ломается окончательно.
Просто перечислю некоторые моменты:
1. Работать Марте нельзя. Хельмут просто приходит к ней в библиотеку и каким-то образом, на правах мужа, увольняет её без её же ведома и участия, таким образом лишив едва ли не единственно любимого дела.
2. Во время медового месяца сам сел под зонт, а рыжую, бледную Марту, чья кожа склонна к ожогам, усадил на солнцепек – посмотреть, что будет. Ведь ему очень хочется увидеть загар. А потом в номере можно запрыгнуть на стонущую от боли жену, всю красную и воспаленную.
3. Новую прическу нужно обязательно высмеять. При этом намекнуть на возраст и обязательно подметить, что ты же, дорогая, хотела, как лучше, я понимаю, не переживай, давай улыбнись по щелчку.
«Не надо плакать. Сама посуди. Ты ведь это для меня сделала. И пусть я считаю твою прическу смешной, я знаю, что ты хотела как лучше. А теперь развеселись!»
4. Нельзя слушать абы какую музыку, которую, по мнению Хельмута, и музыкой то назвать нельзя. Вот тебе пластинка, только попробуй поставить что-нибудь другое в мое отсутствие.
5. А еще вот тебе книга – про замешивание бетона и плотины. Выучи наизусть, чтобы, когда я приехал из командировки, нам было, о чем поговорить. У супругов должны быть общие интересы.
6. Хельмут упоминает, что его любимое блюдо – почки в бургундском вине (внезапно это и любимое блюдо умершего отца). Когда Марта к приходу мужа подает ему эти самые почки, оказывается, что на субпродукты у него аллергия. Ах, Марта, ты все перепутала, это же твой отец любил почки. Но не волнуйся, дорогая, ты же хотела меня порадовать.
7. Черный кот (Рубль, в честь «черного рынка» в России, кстати), которого Марта завела в отсутствие мужа от одиночества и которого он снисходительного разрешил ей оставить, внезапно умирает… Потому что Хельмут не желает делить Марту ни с одним живым существом. По этой же причине никаких детей ей не положено.
«Мне бы очень хотелось, чтобы ты жила только ради меня. Ради меня одного».
8. Ну и вообще, из дома лучше не выходить. Сиди тут и жди меня всю неделю. Без телефона (Хельмут срезает его). В этом твоё предназначение. Хельмут смотрит на Марту, как на зверушку. Марта принимает эту пытку. Пытку счастьем быть рядом.
9. Про постель, думаю, говорить не стоит. Угнетение происходит и там.
«Никогда больше не делай этого, Марта. Никогда не сопротивляйся мне, если я тебя захочу».
Такой жести я давно не видела, честное слово. Самое интересное, что Марта переживает, пытается вернуть «обидевшегося» на её непослушание и исчезнувшего на время идеального мужа. Зубрит методичку про бетон и боится, что Хельмут может и не вернуться. Как тогда жить?
Финал добивает, как последний гвоздь в крышке гроба. Деструктивный брак логично скатывается на самое дно, и это начинает казаться вариантом нормы для обоих. Их уже нельзя разделить…