Как снимали фильм «Список Шиндлера»: 22 интересных факта о фильме, которые вы могли не знать

«Список Шиндлера» входит в большинство списков лучших фильмов всех времен и народов, составленных разными изданиями и влиятельными критиками. Картина Стивена Спилберга сразу после ее премьеры стала классикой мирового кино.

Создание фильма было долгим и мучительным. Я расскажу вам интересные факты про все перипетии творческого процесса:

1. Когда начался Холокост, многочисленные польские евреи (не меньше 1 тыс. человек) были спасены германским бизнесменом, членом Национал-социалистической немецкой рабочей партии Оскаром Шиндлером, который устроил их работать на собственную фабрику.

2. Благодаря деятельности Шиндлера удалось выжить Полдеку Пфеффербергу, который хотел, чтобы об этом человеке узнал весь мир. Первую попытку создания байопика предприняли в 1963 году, но проект не был реализован. Через 19 лет Пфефферберг встретился с писателем Томасом Кенилли, который после этого начал работу над «Ковчегом Шиндлера». Роман заинтересовал Стивена Спилберга. Он уговорил студию «Universal» экранизировать книгу, после чего кинокомпания стала обладателем прав на адаптацию произведения.

3. Режиссером фильма мог стать Сидни Поллак, который получил соответствующее предложение от Спилберга. В 80-х Стивен вел переговоры с Мартином Скорсезе, который сказал ему, что эта картина должна быть снята режиссером-евреем. Спилбергу отказал и Роман Полански, у которого на то были личные причины. Будущий классик мирового кино в восьмилетнем возрасте попал в краковское гетто. Ему удалось сбежать, но его мама погибла в концлагере.

4. Настоящий список Шиндлера был составлен Мечиславом Пемпером, которого пригласили на съемки фильма в качестве консультанта. Герой Бена Кингсли, управляющий фабрикой Ицхак Штерн, частично списан с Пемпера.

5. В драме Спилберга есть упоминание о первых двух «Списках жизни», созданных в 1944 году. Последующие пять – это их дополненные версии. Четырем спискам удалось сохраниться до нашего времени. Местом хранения двух раритетов стал израильский мемориальный комплекс Яд ва-Шем. Вашингтонский Музей Холокоста – хранитель еще одного списка.

Четвертая реликвия находится у лос-анджелесского частного коллекционера Эрика Газина, который в 2013 году выставил ее на продажу через eBay по стартовой цене три миллиона долларов, но не нашел покупателя. В 2000 году появилась новость об обнаружении оригинального списка, который Шиндлер привез в свою франкфуртскую квартиру, где он жил до самой смерти в 1974 году.

6. В Талмуде говорится: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир». Эту фразу создатели драмы «Список Шиндлера» выбрали в качестве ее слогана.

7. Вначале у Спилберга была задумка использовать в фильме польский и немецкий языки. Но англоязычный режиссер от нее отказался, так как переживал, что в этом случае ему будет трудно работать с актерами-иностранцами.

8. На съемках «Списка Шиндлера» Спилберг впервые сотрудничал с оператором Янушем Каминским. Все следующие картины режиссера снял именно этот мастер. Он использовал ручную камеру для съемок примерно сорока процентов сцен драмы о Холокосте.

9. Вначале Спилберг пригласил сыграть ключевого персонажа фильма Харрисона Форда, но тот считал, что из-за звездного статуса зрители не воспримут его в серьезной роли. Спилберг получил отказы от Стеллана Скарсгарда и Дэниела Дэй-Льюиса. Зато Лиама Нисона эта роль прославила на весь мир.

10. Тим Рот не стал Амоном Гетом. Режиссер отдал предпочтение Рэйфу Файнсу. Миле Пфефферберг, которая прошла через Освенцим, показали актера. Она разволновалась и начала дрожать. Внешнее сходство Файнса с Гетом было поразительным. Чтобы поправиться, Рэйфу пришлось пить пиво «Гиннесс» литрами. В итоге он набрал тринадцать килограммов. Спилберг назвал его «дьявольски сексуальным».

11. Жюльет Бинош и Клэр Дэйнс не захотели сниматься в фильме.

12. Актеры испытывали на съемках драмы сильные психологические и физические нагрузки. Для поднятия их морального духа Спилбергом был приглашен актер и стендапер Робин Уильямс, голосом которого говорил Джин из мультипликационного «Аладдина».

Перед кинематографистами появился волшебный персонаж, шутки которого подняли им настроение. Сам режиссер для снятия психологического напряжения по вечерам наслаждался просмотром комедийного «Сайнфелда».

13. Художнику по костюмам необходимо было найти одежду для двадцатитысячной массовки. В польских газетах опубликовали объявление о поиске одежды 30-40-х годов. В то время поляки переживали не лучшие времена, поэтому начали продавать найденные в своих домах довоенные костюмы родственников.

14. Зеленые оттенки в любом виде были запрещены на съемочной площадке. Черно-белая пленка плохо на них реагировала.

15. Всего лишь на одной странице сценария описывалось, как было ликвидировано краковское гетто. Режиссер существенно увеличил эту сцену, сделав ее двадцатиминутной. В сюжет вошли свидетельства, рассказанные очевидцами, присутствовавшими при тех событиях.

16. Кинематографистам не разрешили снимать на территории Освенцима, поэтому они на арендованном соседнем участке земли занялись строительством декорации – точной копии печально известного концлагеря.

17. Эпилог в фильме начинается с песни о «Золотом Иерусалиме», написанной во второй половине 1960-х годов. Ее содержание не имеет отношение к Холокосту. Израильские прокатчики заменили этот трек композицией «Эли, Эли».

18. Фильм заканчивается показом могилы, в которой похоронен Оскар Шиндлер, и возложением цветов неизвестным человеком. Многие зрители приняли его за Спилберга. На самом деле эта сцена была снята с участием Лиама Нисона.

19. В мировом прокате картина заработала более 322 миллионов долларов, а на ее создание потратили 22 миллиона.

20. Гонорар за работу компания «Universal» Спилбергу не заплатила по его же желанию, так как режиссер назвал это вознаграждение «кровавыми деньгами». Свой заработок постановщик потратил на создание «Фонда Шоа», который теперь хранит документы, письменные свидетельства и записи бесед с людьми, пережившими геноцид, в т. ч. Холокост.

21. Создатели «Списка Шиндлера» получили двенадцать статуэток «Оскара». Драма стала «Лучшим фильмом». Также американские киноакадемики отметили режиссера, сценариста и композитора.

22. Работой над русским дубляжом картины в течение четырех месяцев руководила Ярослава Турылева. После просмотра готового материала представителями студии и режиссером от Спилберга российской команде пришло благодарственное послание, в котором он отметил высокое качество дубляжа.

Фильмы о Холокосте и концлагерях – это всегда психологически эмоциональные драмы. Смотреть их очень тяжело, но обязательно нужно, чтобы понять, к чему приводит фашизм и расовая нетерпимость.

Какие фильмы вам было тяжело смотреть, но они затронули вашу душу и заставили по-другому взглянуть на мир?

Оцените статью
Как снимали фильм «Список Шиндлера»: 22 интересных факта о фильме, которые вы могли не знать
Как быстро вы догадались, кем приходится Катерина Спартаку Молодцову?