Гайдай создал нам задел для размышлений на многие десятилетия вперёд. Его фильмы это кладезь юмора всего спектра действия: от бронебойной сатиры до тонкой иронии.
Таких выпуклых, характерных персонажей в товарных количествах не создал ни один режиссёр.
Мы помним его романтично-неловкого Шурика в исполнении Александра Демьяненко, колоритного и сурового Ивана Грозного с благородным лицом Юрия Яковлева, несчастную мадам Грицацуеву, Натальи Крачковской и многих, многих других.
А сегодня мне захотелось вспомнить Семёна Семёновича Горбункова — главного персонажа эксцентричной комедии «Бриллиантовая рука».
Ну вы же знаете, что я люблю не просто обсудить персонажа, а подойти к нему с придиром, сиречь с «изподвыподвертом», и заострить внимание на каком-нибудь аспекте или манере поведения данного индивида и раздуть свои хлипкие измышлизмы на полноценную статью. )))
Семён Семёныч Горбунков товарищ, сугубо положительный. В соответствии с эпохой, он этакий «добрый самаритянин» советского ренессанса 60-х.
Приличный семьянин и заботливый отец. Отличник «боевой и политической». Знатный труженик «Гипрорыбы», премированный за успехи в труде бонусом в виде путёвки по «загнивающим» капстранам.
Но премирован он был «в одно лицо», и его дружная семья осталась на родном берегу, сиротливо помахивая ручками отплывающему белоснежному круизёру Михаилу Светлову.
Больше того, в процессе общения с корреспондентом выяснилось, что ради того, чтобы тятенька побывал в заграницах, маменька лишилась такой желанной шубы и следующею зиму будет рассекать в драповом пальто або болоньевой курточке, неистово стуча зубами и приплясывая на остановках, а не плыть, как боярыня в роскошных соболях среди безликого и серого людского потока.
Как говорится, лишили женщину мечты и ничего, что город прибрежный, залитый солнцем и почти тропический. Шуба это не просто предмет гардероба, а статус, с которым необходимо считаться каждой уважающей себя советской гражданке.
Это как мужчину поманить двадцать первой Волгой, а потом срезать, сказав, что пофорсишь и на мопеде.
Так вот, у меня вопрос: Семён, подкаблучник или лихой казак, удалой и вихрастый?
Кто продавил идею, что деньги на шубу должны пойти на отдых Семён Семёныча и это при том, что советская пресса в густую живописала, какие страсти могут случиться на этом безыдейном западе и какую заразу там можно подхватить?
Если Горбунков примерный семьянин, то зачем ему этот вояж без семьи? Без своей благоверной и прелестных детишек? Что это за капиталистическая обособленность от коллектива, тем паче от собственной семьи? Что это за мелкобуржуазное стремление потешить собственное эго вразмен семейному бюджету и может ли высоконравственный гражданин просаживать семейные накопления на удовлетворение лишь собственных нужд.
Судя по тому, что жена в беседе с корреспондентом не даёт Горбункову вставить и слово, инициатива вложить семейные капиталы в круизный марафон и остаться к зиме без шубы принадлежит жене.
А зачем?
Я думаю, чтобы еще больше привязать к себе Горбункова, заставив чувствовать вину.
Вот, мол, Сёма, смотри, на что я готова ради тебя! Ты будешь нежиться под ласковым стамбульским солнцем и лениво поглядывать, как над безоблачным окоёмом кружат белоснежные чайки, а мне ещё целую зиму дрожать в постылом зипуне и грезить о тёплой шубке.
Помни об этом, когда твой глаз скользнёт по энергичной спине проходящей мимо молодки, и к голове прильёт шальная кровь. Помни об этом, когда твоя рука потянется к лишней рюмке коньяка. Помни и не забывай.
Так что я думаю, мадам Горбункова умелый манипулятор и лидер их тандема, а сама кругосветка психологический крючок для мужа. Именно поэтому она так трагически перенесла мнимую неверность Горбункова, посчитав это недопустимым ударом по собственному самолюбию.
Что думаете? Похоже на правду или вздор?