Этот советский фильм соединяет в себе фантастику и триллер, даже хоррор. Да-да, перед нами фантастический шедевр Суламбека Мамилова «День гнева» (1985), снятый по одноимённому рассказу Севера Гансовского, знакового фантаста 1960-х годов.
Собственно, «День гнева» был написан в 1964 году и киновоплощение отличается от первоисточника. Допустим, по-разному сделан финал, да и вообще рассказ Гансовского – это чистая фантастика, тогда как режиссёр Мамилов обратился к жанру «ужастика».
Итак, преуспевающий журналист и автор документальных кинокартин Дональд Бетли (Юозас Будрайтис) решает поехать в некий Заповедник, окутанный тайнами и опутанный сплетнями. Пока для Бетли важна сенсация, а не правда.
Там обитают странные существа, именуемые отарками – не то медведи, превращённые в людей (привет, «Обыкновенное чудо»!), не то медведеподобные люди, не то какие-то мутанты, не то… В общем, загадок – масса, ответов – нет или все они – ложно-запутанные.
Отарки – детища профессора Фидлера (привет, Филипп Филиппыч Преображенский!), который в своё время производил опасные опыты, а затем уехал, и отарки разбежались по окрестностям, терроризируя местных фермеров.
Они вовсе не типичные дикари или Шариковы – у них феноменальные счётно-логические способности, но совсем нет души. Больше того, эти создания могут программировать и «настоящих» людей.
Бетли знакомится с местным лесником Меллером (Алексей Петренко) – его отарки боятся. У отарок нет понятия уважения, но есть чисто животный страх. В финале журналист погибает, а лесник добивается, чтобы его выслушала государственная комиссия по расследованию ситуации.
По итогам оказывается, что и сам Фидлер – отарк. Фильм очень страшный и, несмотря на полное отсутствие спецэффектов, постоянно держит в напряжении. Скромный бюджет и – колоссальный выход.
(Кстати, самые запоминающиеся голливудские триллеры и хорроры, например, «Ведьма из Блэр» построены без особых декораций и оформлений – только шорохи, скрип дверей, вопли, косые тени).
Эффекты есть, но они другого плана. Допустим, Бетли живёт в симпатичном особняке, а потом оказывается, что домик …расположен на крыше небоскрёба. Головокружительный вид!
Да, игра наших актёров, как всегда, превосходная. Дидактическая составляющая тоже присутствует. Фидлеры и их покровители готовы превратить в таких отарок всё человечество, дабы управлять ими – бездушные, зато обладающие чистыми знаниями люди, весьма удобны.
…В одной из сцен мы видим, как отарки тупо скачут, воздевая руки. Скачут дружно и слаженно, точно повинуясь какой-то великой силе. Не я первая заметила, что эти прыжки напоминают… прыжки на Майдане в 2014 году с речёвкой: «Хто не скаче, той москаль!» И вот это уже не кино.