Почему Лида ушла — «Забытая мелодия для флейты»

Вот только что закончила просмотр этой картины Эльдара Рязанова. Смотрела его второй раз в жизни. Первый был — в кино, в 1987 году, в кинотеатре. И тогда он произвел на меня очень сильное впечатление этой любовной историей, замешанной на подлости.

Вообще, конечно, ужасает количество советских фильмов, в которых показаны вот такие любовные треугольники — две женщины и мужчина, мечущийся между ними. При этом мужчина никак не может принять решение, то уходит, то возвращается, и крутит его, и болтает от одной к другой, но решение принять не в состоянии. Поссорился с первой — бежит ко второй, со второй поругался — бежит к первой, и так бесконечно, как известная субстанция в проруби. Вот так и хочется сказать: ну что ты за… (парнокопытное рогатое животное), определись уже и перестань мучить людей!

Вот и товарищ Филимонов никак не может определиться. Два месяца с одной, три с другой — и хочется, и колется. Хочется и рыбку съесть, и с любимой жить, быть и при месте, и при невесте.

Он несколько раз бросал Лиду, причем самым вероломным способом — помню своё непонимание и даже боль в той сцене, когда Лида выходит из магазина с утюгом, а Лёнечки и след простыл. Он её предал в очередной раз. И каждый раз она его прощает — через боль, через слезы, прощает и принимает. До следующего раза.

Медсестра Лида, конечно, не великого ума женщина, но всё-таки ей хватило соображения понять, что Лёнечка не остановится никогда, и так и будет прыгать от жены к ней, от неё к жене. Жена выгонять его не хочет. Значит, длительность циркового представления зависит только от неё самой, от Лиды. И она принимает единственное верное в такой ситуации решение: переступить через свои чувства и порвать с ним по своей инициативе.

Случайно встретив в очередной раз вернувшегося к жене Филимонова у здания Управления, она понимает, что он обязательно вернется, а она не устоит, опять простит его, и они вновь будут вместе. На пару месяцев. И Лида хочет уйти не только из жизни Филимонова, но и с работы, чтобы не видеться случайно, не сталкиваться в коридорах, не слышать его имени даже краем уха. И это правильное решение. В таких ситуациях это правильно.

Но вмешался случай. Филимонова, провожающего взглядом из окна уходящую из Управления Лиду, хватает сердечный приступ. А Лида, встретив на улице «Скорую» с мигалками, сердцем чувствует, что это к нему, к её Лёнечке и бежит в Управление. Она врывается в кабинет, где врачи, которые так и ен смогли «вернуть» Филимонова, уже складывают оборудование и кидается на тело любимого. Это самая сильная сцена в фильме. Честно говорю — я не поклонница Догилевой, но вот этот эпизод она отыграла на все 100. Зал смотрел его, затаив дыхание.

И происходит чудо: Лёнечка возвращается. Врачи хлопочут около него, а Лида… Она не держит его за руку, она не будет сопровождать его в больницу. Она просто уходит. Опустошенная и обессиленная, отдавшая во имя спасения любимого все свои эмоции, все душевные силы, она медленно спускается по лестнице и уходит по пустому коридору. Потому что понимает — любить этого человека можно только издали.

Финал у фильма открытый. Рязанов предлагает каждому зрителю самому решить, как будут дальше развиваться отношения между Филимоновым и Лидой. Всё может быть, что выписавшись из больнички, а потом из санатория, Леонид явится к Лиде поблагодарить за спасение, и всё опять закрутится с новой силой. А может быть, Лида на самом деле ушла, чтобы больше никогда не видеть того, кто причинил ей столько боли…

Оцените статью
Почему Лида ушла — «Забытая мелодия для флейты»
«Белые росы». Какие актеры могли сыграть главные роли и что так и не увидели зрители