«Единственная» — странная женщина Таня

Только что посмотрела наш довольно старый — 1975 года — фильм «Единственная» с Еленой Прокловой и Валерием Золотухиным в главных ролях. Очень интересный фильм в плане персонажей, да и сюжет несколько необычен для советского кино — о женских изменах. А то у нас все про мужиков да мужиков гулящих снимали, а тут женщина. Я, честно говоря, только один еще фильм могу припомнить, где этот вопрос поднимался настолько серьезно. Это «Евдоким и Евдокия» 1961 года.

Вообще интерес к теме мужских измен понять можно, вопрос уж очень наболевший. По статистике хотя бы раз в жизни изменяли жене 94% мужчин, то есть, фактически каждая жена сталкивалась с изменой мужа. В то время как согласно той же статистике женщины изменяют в два (и даже немного побольше) раза реже — 42% женщин хотя бы раз изменяли мужу. А вот тема женских измен нашим кинематографом освещается не так пристально, и поэтому периодически слышен мужской вой на Баскервильских болотах: почему, де, все шишки на нас? Про баб-то тоже что-нибудь скажите! Ну вот и сказали.

Николай, вернувшись со службы, с нетерпением ждет встречи с женой Татьяной. Однако сестра и мать открывают ему глаза: без него Татьяна водила любовников. Николай сначала не верит им, но потом сам убеждается в истинности их слов: в доме обнаруживаются «сапожки дяди Саши, который у нас ночевал». А какое-то время спустя, вернувшись домой «невовремя», Николай видит в окно нечто такое, что заставляет его стекло разбить и на развод подать.

Фильм совершенно очаровательный. Проклова необыкновенно хороша в этой роли, ну а о Золотухине говорить только портить. Фильм снят по рассказу «Дурь» Павла Нилина. И сегодня я хочу немного порассуждать о главной героине. Таня Фешева работает в ресторане официанткой. Профессия, скажем так, советскими людьми неуважаемая. Как про манекенщиц говорили, что они все «таковские», так и про официанток люди были примерно такого же мнения. Чуть полегче, но где-то рядом. Таня женщина очень милая, симпатичная, плюс умом не блещет. Про таких принято говорить «прелесть, что за дypoчка». Да, она такая и есть. Недалекая женщина, живущая чувствами.

Вообще Таня Фешева женщина со странностями. Она как будто полностью оторвана от реалий, парит где-то высоко-высоко, а на то, что там на земле делается, и не смотрит. Водит любовников в дом Даже сапоги «дяди Саши» к приезду мужа не допетрила спрятать. Это, извиняюсь, каким местом надо думать? Мы все иногда испытываем прилив чувств. Но Таня в этом приливе находится постоянно, перепрыгивая с волны на волну, как сервер. У нее наблюдаются резкие скачки от одного эмоционального состояния к другому. Она может восхищаться, через минуту смеяться, через тридцать секунд заплакать. Это называется эмоциональная лабильность и является симптомом если не психического расстройства, то нервного точно.

У меня вообще было ощущение, что при том, что она в своих чувствах «честная-чистая», что она чувствует себя стоящей на сцене, что она играет свою жизнь. И ведь действительно, не врёт она ни мужу, ни себе, она искренна во всех своих чувствах. И скрывать ничего не думает. И Коленьку своего она абсолютно честно любит, только вот удержаться не может, никому отказать не может. Помнится, у Лескова в «Леди Макбет Мценского уезда» была героиня такая Фиона, которая никому отказать не могла по причине жалости и тешила всех мужиков в арестантской партии. Вот и Таня примерно той же породы. Она изменяет не злостно, не ради удовлетворения похоти, а ради удовлетворения чувств. При этом она абсолютно честно не понимает, что не так. Она ж не изменила в её картине мира. И изменой свои связи она не считает, о чем и заявляет на суде. Тут такая интересная зеркалочка получается — обычно именно так оправдывают измены мужчины — не по любви, мол, а разрядки ради, а значит, это и изменой не считается. Ну вот, посмотрите на себя, господа изменщики, как вы со стороны выглядите.

Что интересно — мужчины к таким дамам тянутся. Которых уламывать не надо, к легко дающим. Да, в этом плане Татьяна весьма привлекательна — такая женщина-праздник, знаете — «вся такая воздушная, к поцелуям зовущая» (с). Она не будет потом доставать философией и моралью: «А вот мы переспали, а что дальше?», «А ты меня не любишь?». Ну переспали и переспали, всем хорошо. Главное, что Коленьку-то она любит…

Оцените статью
«Единственная» — странная женщина Таня
Как Иосиф Бродский отзывался о Владимире Высоцком