Тайны исчезнувшего фильма: Джигарханян играл Д’Артаньяна, а Смехов — Арамиса

Сейчас нам невероятно тяжело представить в роли Д’Артаньяна кого-то другого, кроме Михаила Боярского. Этот актер создал зажигательный образ и большинству зрителей кажется, что гасконец просто не мог быть другим. Кому-то он нравится, кому-то нет, но факт: советский Д’Артаньян это только Боярский. Однако были в СССР и другие Д’Артаньяны, и другие Атосы, Арамисы и кардиналы Ришелье.

1971 год. 7 лет до выхода фильма Юнгвальд-Хилькевича. 22 мая на экраны выходит трехсерийный телеспектакль режиссера Юрия Сергеева «Двадцать лет спустя». Главную роль гасконца Д’Артаньяна играет 35-летний Армен Джигарханян. В роли Атоса — Олег Стриженов. Портоса сыграл Роман Филиппов, тот самый, что играл Камнеедова в «Чародеях». В роли Арамиса… Вениамин Смехов. А виконта де Бражелона изобразил Игорь Старыгин, которому тогда было всего 25 лет. Анну Австрийскую сыграла Татьяна Доронина, а кардинала Мазарини — Владимир Зельдин. Как мы можем видеть, все актеры, занятые в спектакле, были либо уже известными, либо стяжавшими славу и популярность в самом ближайшем будущем. И не может обращать на себя внимание то, что два «мушкетера» из четырех спустя 7 лет появятся в тот самом мегапопулярном фильме Юнгвальд-Хилькевича, после которого вся страна запоет «Пора-пора-порадуемся…»

Спектакль шел 3 часа 35 минут и был цветным. Вероятно, это был первый цветной телеспектакль в СССР. Запись была сделана в Москве в Останкино. Может несколько удивить выбор не юного Джигарханяна на роль Д’Артаньяна, но не забывайте, что это была постановка второй книги трилогии, где Д’Артаньяну уже около 40-ка лет.

Увы, спектакль, что называется, ни зрителю, ни критику «не зашел». Особенно досталось режиссеру именно за Джигарханяна — его Д’Артаньян не соответствовал книжному образу. Вероятно все ждали увидеть на экране юного гасконца с горящими глазами — все как-то упустили из вида, что это была вторая часть без первой. Это тоже вызвало претензии критиков — практически всю первую серию персонажи занимались расстановкой — это был один сплошной флешбэк, чтобы рассказать зрителю, кто кем кому приходится и какую роль сыграл в прошлом.

Интересно, что и Вениамин Смехов как-то достаточно вяло отзывался об этой работе: «Съемки не запомнились никак,» — скажет он в одном из воспоминаний. Армен Джигарханян тоже не очень доволен работой. По его словам, ему казалось интересным представить Д’Артаньяна не зеленым юным провинциалом, прибывшим покорять Париж, а уже нюхнувшим пороху воякой, научившимся плести интриги и обманывать своих друзей. Впрочем, и у Дюма в «Двадцать лет спустя» блистательная четверка не была прежней.

Что касается судьбы самой записи, то она загадочна и вызывает споры. До сих пор точно никто не может ответить, сколько раз показали этот телефильм по телевидению. Некоторые зрители утверждают, что видели спектакль в начале 80-х. Некоторые говорят, что по причине неуспеха его показали всего один раз и в дальнейшем повторов не было. Но не это главное. Когда в нулевых хватились пленки, то оказалось, что она бесследно исчезла из архивов, а копий не сделали. Попытки отыскать запись успехом не увенчались. Относительно ее судьбы есть два предположения: пленка была похищена. Остается открытым вопрос, кому это понадобилось, ведь за столько лет запись обязательно где-нибудь всплыла бы, однако этого не произошло.

Вторая версия звучит более правдоподобно: художник-постановщик Лариса Мурашко на форуме Дюмамания написала, что когда она интересовалась судьбой записи, то ей сообщили, что пленка безвозвратно утрачена, т.к. ориентировочно в 1989 году на ней сделали запись другого телефильма — такое во времена СССР практиковалось — если фильм признавали малоценным, то его стирали, а в целях экономии дорогостоящей видеопленки на бобинах делали другую запись. Жаль, если это на самом деле так. Хотелось бы посмотреть этот фильм. Хотя, кто знает — известны случаи, когда считавшиеся утраченными фильмы внезапно находились спустя 20 и даже более лет. Может, найдется и этот.

А кто-нибудь из вас видел этот фильм?

Оцените статью
Тайны исчезнувшего фильма: Джигарханян играл Д’Артаньяна, а Смехов — Арамиса
«Всем — спасибо!» (1981): изящная философская картина с необычным сюжетом