Актёр Андрей Ташков хоть и появился впервые на экране в 16 лет, но по-настоящему прославился уже после окончания Щукинского училища, блестяще сыграв роль начинающего милиционера в детективе «Сыщик» (1980). Следующая работа Андрея Ташкова — фильм куда более драматический и даже трагичный, рассказавший о войне правду, о которой не так уж часто говорят вслух. Это была военная картина «Сашка» (1981), в которой актёр перевоплотился в 19-летнего рядового, находящегося в эпицентре войны.
Перед зрителями прошло всего несколько дней из жизни молодого солдата, но и этого было достаточно, чтобы понять, как глубока трагедия происходящего и какую цену за всё платит конкретный человек — простой деревенский парень Сашка.
В основе фильма — одноимённая повесть Вячеслава Кондратьева, писателя-фронтовика. Несмотря на многолетнее увлечение творчеством, первую повесть Кондратьев опубликовал почти в 60, это и была повесть «Сашка». Она вышла в 1979 году и мгновенно покорила читателей безыскусным рассказом о жизни совсем молодого человека, оказавшегося на фронте. Писатель без прикрас говорил о кровопролитных боях и подлинном героизме, который на войне стал обыденностью. И о том,
как важно даже в таких, казалось бы, нечеловеческих условиях сохранять себя и оставаться человеком.
Многим кинематографистам повесть «Сашка» показалась интересной именно как основа кинопроизведения, но за экранизацию взялся режиссёр Александр Сурин.
Сценарий написал сам Вячеслав Кондратьев (и это его очередной дебют). Особенностью сценария, как впрочем, и повести, было отсутствие выраженной динамики. Сюжет ориентирован на диалоги, и многое решают крупные планы героев.
И режиссёру было совершенно необходимо найти актёра, который не просто показал бы чувства героя, но и пережил бы их, пропустил через себя.
А ведь драм на долю юного Сашки выпало немало. Одним из первых эпизодов становится пленение немца, почти такого же молодого парня, студента, растерянного и несчастного.
Сашка обещает пленному, что ему сохранят жизнь, но не находит понимания у командира: тот только что потерял любимую женщину и озлоблен, тем более что немец не может дать никаких внятных показаний.
Почти бессловесный диалог советского солдата, которой против воли должен расстрелять своего ровесника, и немецкого студента, осознающего, что вот-вот потеряет жизнь, — одна из лучших сцен картины.
После этого драматического случая Сашка продолжает службу, получает ранение и отправляется в госпиталь, где встречается с Зиной, которой давно симпатизирует. С Зиной тоже всё оказывается не так просто, как хотелось бы, но Сашке предстоит ещё более дальний путь — уже в тыл. Вместе с ним туда направляются два его новых приятеля — Володя и Жора. Один из них по пути погибнет, другой устроит скандал, вину за который Сашка возьмёт на себя. Финал у фильма на первый взгляд оптимистичный — Сашка получает отпуск и едет домой. Но понятно, что совсем скоро он снова возвратится на фронт и, возможно, уже больше оттуда не вернётся.
На роль Сашки утвердили Андрея Ташкова. Для Андрея это была вторая главная роль (после «Сыщика»), но сложна она была тем, что теперь актёру нужно было погрузиться в события, о которых он мог лишь читать в книгах или видеть в кино.
Военная тема и, в особенности, тема психологии на войне зачастую вообще становится испытанием для артиста. А из-за того, что лента построена в большей степени на взаимодействии с другими людьми, а не динамике, «Сашка» стал для Андрея Ташкова испытанием вдвойне.
Тем не менее, актёру удалось преодолеть творческие сложности и создать образ убедительный и при этом очень правдивый, близкий и понятный людям старшего поколения, которые сами воевали.
Роль Володи, нового товарища Сашки, получил молодой актёр московского Театра им. Вахтангова Владимир Симонов, тогда мало кому известный дебютант. Позднее Владимир станет знаменитым актёром, большую славу ему принесут роли уже в российском кино и, конечно, театральные работы.
В роли медсестры Зины — Марина Яковлева, самая опытная из молодых исполнителей, занятых в фильме и очень популярная актриса. Здесь её роль не так велика, скорей, это персонаж второстепенный, хотя смысловую нагрузку несёт серьёзную: из-за Зины Сашка переживает очередное разочарование вместо того, чтобы насладиться столь редкими на войне минутами покоя и счастья.
В других ролях Борис Гусаков, Юрий Гребенщиков, Юрий Веялис, Вячеслав Молоков. Совсем небольшой эпизод достался Любови Соколовой.
Ну и отдельного упоминания заслуживает, безусловно, Леонид Ярмольник, сыгравший пленного немца-студента Курта. Актёр здесь с более светлыми, чем привычно волосами, и это уже необычно само по себе. Но ещё более любопытно, что Леониду Ярмольнику режиссёр Александр Сурин доверил роль трагическую и глубокую, каковые в карьере актёра встречались нечасто. Опять же вернусь к сцене перед расстрелом, упомянутой выше.
Это действительно сильный эпизод, в котором слова вовсе не нужны, тут куда важнее взгляды, жесты, пусть мимолётные, выражение лица.
В процессе подготовки статьи я узнала, что эпизод с пленным Куртом вдохновил российского режиссёра Кирилла Зайцева на создание спектакля, а потом и короткометражки. Она вышла в 2021 году и называется «Сашка. Дневник солдата» (не смотрела, мнения составить не могу).
Основная часть съёмок прошла в Ленинградской области, в тех местах, где в Великую Отечественную пролилось немало крови. Кровь и жестокость есть и в кадре, и этого много (разумеется, в той степени, в которой это позволялось в советском кино), но демонстрация натуралистичных сцен не была самоцелью для Александра Сурина. Такие эпизоды он ввёл, чтобы контрастнее подчеркнуть глубину трагедии, неизмеримую силу беды, свалившейся на людей, какое-то предапокалиптическое ощущение от происходящего. И могу засвидетельствовать, что иногда смотреть было тяжело.
Лента «Сашка» вышла в конце 1981 года. Несмотря на то, что большого успеха она не снискала, её считают лучшей режиссёрской работой Александра Сурина. Но главной удачей фильма стал исполнитель главной роли Андрей Ташков, чью игру критики очень хвалили. В рецензии, опубликованной в «Советском экране», отмечалось:
«И кажется порой, что герой близок актёру не только по возрасту — такая личная, такая сокровенная интонация слышится во многих эпизодах. <…>
Андрей Ташков сыграл труднейшую роль, которая, конечно, потребовала от него актёрского мастерства, профессиональных навыков, но она потребовала и другого — человеческой отдачи чувств».
А какие фильмы о войне предпочитает вы: батальные и динамичные или негромкие, наполненные размышлениями?