Почему у Нади и Лукашина не было шансов, и зачем Гале такой мужик

Ну вот, добралась я и до, пожалуй, самого новогоднего фильма. Начиная с 1975 года картину каждый год показывают либо 31 декабря, либо 1 января, она уже стала неотъемлемой частью наших новогодних праздников.

Любовь, поиск своей второй половинки, с которой можно рука об руку через всю жизнь, всегда волновал и будет волновать людей. И Эльдар Рязанов, снимая фильмы на эту тему, естественно, не мог не попасть в «яблочко». Но в его работах 70-х годов что-то с его персонажами не то и не так. Давайте разберемся на примере картины «Ирония судьбы или С легким паром».

Итак. Женя Лукашин. Ему 36, он никогда не был женат, что само по себе уже настораживает, и он живет с мамой. Многие современные авторы ставят Лукашину в укор проживание с матерью, но ведь фильм был снят в 1975 году. В то время проживание с родителями взрослых детей было нормой. Причем, не только одиноких, но и уже семейных. Отдельных квартир ждали годами, снимать было не принято, а на покупку кооперативной квартиры деньги были не у всех.

Часто Лукашина называют маменькиным сынком. Но, на мой взгляд, мамкосынковость у него если и есть, то в минимальном количестве. Статус «маменькин сынок» все же подразумевает сильную психологическую зависимость от матери. У Лукашина ее нет. Есть привычка жить с мамой. Но это не равно зависимости. Он подкаблучник, но не маменькин сынок. Он просто безответственный человек, вспомним, как он однажды уже сбежал из-под венца, «испугавшись перемен». Есть такая категория людей, которым комфортно ничего не менять. Пусть это плохо, неправильно, но им так привычно и хорошо. И он весьма красноречиво об этом говорит: «Наверно, я останусь старым холостяком. В конце концов, зачем мне жениться? Никакая жена не будет заботиться обо мне так, как мама».

Лукашин — какой он? Милый тюфяк. И зовут-то его Женя — самое что ни на есть тюфяковое имя. Спокойный, ласковый, интеллигентный, может, между прочим, и на гитаре зажечь. Такие всегда нравятся женщинам. Такой не будет бить, не будет изменять. Всем хорош, кроме одного — его невероятно тяжело дотащить до ЗАГСа. С ним можно иметь прекрасные отношения и неплохо спать, но вот жениться… Ботаники не любят перемен в жизни, о чем, собственно, Лукашин и говорит. Хочет ли Женя на самом деле жениться на Гале? Нет. Он намеревается сделать ей предложение потому, что, во-первых, Галя наседает, во-вторых, когда-нибудь жениться все-равно придется, а Галя не худший вариант.

Галя. Очень интересный персонаж. О ней нам известно немногое — она тоже уже не юна, она девушка чрезмерно активная, и она не замужем. Она или разведена, или, что ближе к истине, никогда не была замужем. Вероятно, причина в той же чрезмерной активности — такие женщины отпугивают мужчин. Она явно подавляет Лукашина и, еще не став женой, устанавливает свои порядки в его квартире и в его жизни: решает, что его «мировая» мама уйдет встречать Новый год к соседке, а Катаняны обойдутся. Она хочет владеть Женей единолично. Опасная женщина. Не знаю, как у вас, но у меня она всегда вызывала какое-то отторжение.

Спрашивается, зачем ей понадобился тюфяк Лукашин? Да все очень просто — таким мужем удобно командовать. Женечка просто перешел бы из-под каблука мамы под каблук жены. Получился бы крепкий брак у Лукашина и Гали? Маловероятно. При столь активном подавлении Лукашин стал бы искать спасения в бутылке (первые подвижки в этом направлении у него уже есть) и благополучно спился бы при всесторонней поддержке друзей, а Галя не стала бы тащить чемодан без ручки и ушла бы от него. О чем, собственно, нам и рассказывают в сиквеле фильма.

Надя. Удивительная женщина. Хороша собой, ласковая, спокойная, нежная и… незамужняя. Так бывает. Вроде все при ней, а вот никак. То 10 лет с женатым путалась — знаете такой тип женщин, которые годами могут состоять в отношениях с мужчиной в надежде, что он когда-нибудь разведется и женится на ней; то тюфяк Ипполит, пусть намного старше и без огня в глазах, зато гарантированно свой и который все же женится. Когда-нибудь. Возможно, Ипполит и питает какие-то чувства к Наде, но вот она… Скорей всего держится за него как за единственный и последний вариант, ведь ей уже 34, пора бы и родить, а то поздно будет… Надя это вечная жертва. Кстати говоря, этот образ весьма любим в России — женщина-страдалица, которая все терпит ради… чего-нибудь. Чаще всего ради «семью надо сохранять, он же твой муж, отец твоих детей».

И тут как снег на голову в Надины руки сваливается обаятельный Женя, который явно выигрывает в сравнении с Ипполитом — он моложе, он интересней. Вас никогда не смущало, как так быстро Женя и Надя воспылали чувствами друг к другу и решились бросить своих партнеров?Меня — да. Но на самом деле между ними не возникло любви или даже влюбленности — они друг для друга становятся теми людьми, к которым можно сбежать — Наде от Ипполита, Жене от Гали. Сбежать и испытать ту страсть, тот азарт, те приключения, которых они были лишены. Каждый из них в другом видит спасителя. Как тут не вспомнить треугольник Карпмана. Со временем, когда искрящийся фонтан чувств угаснет, Надя вновь займет статус вечной жертвы, а Женя… вероятно, он стал бы агрессором, виня Надю в своих неудачах. И тоже спился бы. И кстати, та скорость, с которой они приняли решение расстаться со своими партнерами, свидетельствует о том, что никаких чувств они к ним не питали.

Ну так что, был бы Лукашин счастлив хоть с какой-нибудь женщиной? Нет. Лукашин — вечных холостяк. Он не готов взять на себя ответственность за другого человека, он не готов к долгосрочным отношениям и никогда не будет готов — это такой тип мужчин. Они могут сохранять отношения только на уровне кокетства и постели — но как только приходится принимать решения, они сбегают в Ленинград. Всегда.

Оцените статью
Почему у Нади и Лукашина не было шансов, и зачем Гале такой мужик
За кадром «Шерлока Холмса…»: 5 фактов о культовой экранизации