Оказывается, существует целых 3 версии концовки: каким мог бы быть финал фильма «Афоня»

Что здесь сказать – мой любимый фильм. «Афоня» от Георгия Данелия перевернул моё восприятие кинематографа как такового. Я всё ещё считаю его лучшим образцом жанра «трагикомедия», где одни и те же вещи могут быть как смешными, так и печальными: характер самого Борщёва, его взаимоотношения с женой, а уж тем более «любовь» с Катей или ухаживания Афанасия за, как оказалось, занятой Еленой – всё это можно воспринимать с юмористической точки зрения, так и с драматической.

Жизнь она такая, очень сложная и неоднозначная штука, я бы даже сказал иногда странная. Ну и, конечно, актёрский гений Леонида Куравлёва в главной роли определённо возводит этот фильм в статус «шедевра» для меня лично.

И всё же, у многих людей остались вопросы к концовке фильма. Кто-то ожидал достаточно стандартный «хэппи энд», где Борщёв снова встретится с Катей, и они заживут долго и счастливо, а для кого-то картина закончилась на полуслове, будто никакого внятного логического финала истории Афанасия нам так и не дали.

Вопреки моей любви к картине, мне с этим достаточно сложно не согласиться. Я не считаю концовку плохой или портящей впечатление, совсем нет, скорее она чувствуется слегка незавершённой, будто из неё вырезали несколько минут, зато каких важных минут.

Долгое время я размышлял над этим, пока в один день не узнал о существовании альтернативных концовок для «Афони». Оказывается, их было даже не две, а три, включая и ту, что попала в итоговый релиз. И сегодня разберём каждую из них.

«Паспорт-то не Ваш, молодой человек»

Сильнейшая сцена, в которой нам наглядно демонстрируют всю разницу между молодым и полным амбиций Афанасием и отчаявшимся Борщёвым, с щетиной, небрежной причёской и пустыми стеклянными глазами. Один из лучших моментов фильма и, как ни странно, первоначально планировали закончить именно на нём.

Завершение достаточно интересное, я бы даже сказал внезапное, зато подводящее достаточно чёткую черту в истории Борщёва. Нам так и непонятно, улетел ли он, встретится ли снова с Катей, может этот разговор с милиционером полностью заставит его переосмыслить собственную жизнь и измениться к лучшему? Это всё должно было остаться на размышления зрителя, получилась бы интересная открытая концовка.

«Афанасий, мне кто-то позвонил. Я подумала, что это вы»

Режиссёра картины не устроила изначальная версия, описанная мной выше, поэтому они вместе со сценаристом Александром Бородянским решили сделать менее «мрачный» финал. Согласно ему, Борщёв перед самым вылётом, валяясь посреди поля, встречается с Катей, произносящей ту самую заветную реплику, сказанную ей ещё почти в начале их знакомства.

Как раз когда он подходит к самолёту, Куравлёву, именно актёру, а не его персонажу, звонит сам режиссёр Георгий Данелия с вопросом: ««Лёня, я заканчиваю монтаж фильма, должна ли Катя к нему вернуться? Вернуть себя и надежду?».

В ответ на что Леонид отвечал отрицательно, а Данелия всё равно сделал по-своему и подарил своему герою счастливый финал. Наш Афанасий переосмыслил все свои ошибки и получил тот самый долгожданный счастливый конец.

Вы можете со мной не согласиться, однако такое завершение полностью нарушало бы всю хронологию повествования. Борщёв не должен был в конце оставаться счастливым, он не заслужил своего «хэппи энда», ведь не приложил для этого никаких усилий.

Катю он намеренно избегал, на работе только и делал, что отлынивал от обязанностей, в конце концов, на всех окружающих ему было безразлично, а они отвечали ему взаимностью. Такой приторный счастливый конец смотрелся бы слишком уж романтично и сказочно для столь драматичной и серьёзной истории.

Поэтому, вместо Кати Афанасия окликает блюститель порядка, требующий у него документы, а Катя ему просто показалась. Эту версию мы и увидели в итоге. Катя ему просто привиделась, теперь она словно призрак, будет встречаться ему только во снах, как напоминание о своём упущенном счастье.

Заключение

Воспринимать Афоню как «комедию» было бы преступлением против кинематографа. Безусловно, с некоторых моментов я смеялся вслух, только вот, это был скорее такой смех сквозь слёзы.

Как Борщёв при помощи своего иронизирования и шуточек пытается противостоять суровой не принимающей его реальности, так и для зрителя юмор становятся скорее защитным механизмом. Попытка пропустить печальное осознание того, что многие из нас стали слишком похожи на Афанасия Борщёва.

Оцените статью
Оказывается, существует целых 3 версии концовки: каким мог бы быть финал фильма «Афоня»
Самый страшный советский триллер, который я когда-либо смотрел. Фильм, который лишили широкого показа