27 июля 1977 года на Центральном телевидении СССР состоялась премьера двухсерийного художественного фильма «Почти смешная история».
Сценарий написал известный мастер комедий и мелодрам Эмиль Брагинский, автор сценариев: «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман», «Вокзал для двоих» и ещё более тридцати советских кинокартин.
Фильм снимал ещё достаточно молодой кинорежиссёр Пётр Фоменко, за плечами которого уже была очень пронзительная и прожигающая сердце военная драма «На всю оставшуюся жизнь…».
Первоначально Брагинский писал просто смешную комедию о нелепой встрече и приключениях уже взрослых, состоявшихся мужчины и женщины совершенно разного склада ума и характеров. Которые при обычных обстоятельствах вряд ли когда-нибудь могли бы сойтись и быть вместе.
Но режиссёр Пётр Фоменко увидел в этом забавном сюжете необыкновенно трогательную историю любви. По его просьбе Брагинский немного переработал уже готовый сценарий, сделав акцент именно на лирику. Но не забыв, конечно, и о комедийных эпизодах.
В итоге судьба распорядилась так, что главные герои попадают в круговорот событий, в которых первоначальное взаимное раздражение постепенно перерождается в нежные чувства. Но в силу своей взрослости герои фильма этих чувств боятся и даже пытается от них избавиться.
В фильме множество символов, которые зрители могут заметить не сразу. Например, сломанный чемодан символизирует, по сути, нашу жизнь, когда средоточие обременительных забот и проблем, лукавые люди стремятся делегировать другим. Кто-то от этого просто отмахивается, а кто-то взваливает на себя, потому что по-другому не может. Главный герой Виктор Михайлович Мешков относится к тем, кто отмахнуться не может.
Две сестры тоже являются символом того, что даже среди близких людей равноправие бывает крайне редко. Кто-то доминирует, а кто-то с этим смиряется. И даже воспринимает эту «эксплуатацию» как свой долг.
«Тася, пора нести чемодан»
Посмотрите вокруг, и вы наверняка найдёте множество подобных примеров и в вашей жизни. Илларии Павловны –это беззлобные, лишённые тщеславия люди, живущие «без фиги в кармане». Они сами себя считают непримечательными и незаслуживающими ничего хорошего. И в то же время умеют радоваться самым простым вещам, которые их доминанты иногда даже не замечают.
Возможно, именно эти качества привлекли уже разменявшего пятьдесят лет вдовца Виктора Михайловича в немолодой, но и не старой Илларии Павловне. Интуитивно он понимает, что взрослая дочь вот-вот выпорхнет из гнезда, и предстоящее одиночество его немного пугает. А ведь это место вполне может занять Иллария – наполовину женщина и наполовину ребёнок, о которой он всегда сможет позаботиться и чей чемодан всегда будет ему по силам.
Иллария, как недолюбленный ребёнок, тоже интуитивно выбирает Мешкова. За порядочность, которую тот пытается спрятать за внешней строгостью, за доброту и сочувствие. И пусть романтизм этого ершистого человека не простирается дальше футбола, мороженого и приглашения в шашлычную, но с ним очень надёжно и тепло.
Брагинский и Фоменко как бы подталкивают зрителя к мысли, что эти странные чувства, наверное, и есть настоящая любовь?
Позже Брагинский напишет:
«Я пишу о любви, которая есть действительно любовь, а не партнерство. О любви, без которой жизнь теряет всяческий смысл. Я твердо верю, что такая любовь была, есть и будет во все времена и у всех народов. А людей, которые не умеют любить, мне жаль…»
Особое настроение фильму придают музыка и песни Сергея Никитина и Виктора Берковского.
Фильм дарит надежду всем, кто по какой-то причине остался один и уже не верит, что что-то можно изменить.
По сути, Фоменко и Брагинский и есть та самая проводница на перроне. Помните?
Это они говорят всем одиноким женщинам её словами:
«А вы не суетитесь, женщины. Не суетитесь. Придут и за вами. По второму кругу. Носильщики-то»