Водевиль, который сочли бенефисом Олега Табакова, хотя главные роли играли другие

Музыкальная комедия «Вакансия» (1982) режиссёра Маргариты Микаэлян заслужила отзывы противоречивые, но критики единогласно сошлись во мнении, что

лучше всех в картине выглядел Олег Табаков. Но даже его блистательная игра не спасала фильм от некоторых нападок и упрёков в отходе от литературного оригинала и его прерывистости,

из-за которой лента больше похожа на сборник музыкальных номеров, чем на стройное и цельное повествование.

Литературный оригинал «Вакансии» — это пьеса Александра Островского «Доходное место», которая уже театральных сценах идет уже больше полутора веков, и всякий раз с успехом. Маргарита Микаэлян, будучи режиссёром в большей степени театральным, и для своих работ кино выбирала именно пьесы. Так, его кинодебютом стала экранизация всё того Островского — в 1978 году вышла комедия «Красавец-мужчина», поставленная по одноимённой пьесе классика. И для первого фильма, и для следующего Маргарита Микаэлян сценарии написала сама. Правда, в случае «Вакансии» ей пришлось пожертвовать некоторыми сюжетными линиями, на что позже критики указывали как на недостаток.

В центр сюжета сценарист поместила Василия Жадова, молодого чиновника, не желающего жить бесчестной жизнью, то есть, мошенничать, заниматься обманом и, конечно, брать взятки.

Жадов, честный и принципиальный, рассчитывает, что и его невеста Полинька Кукушкина поддержит такой образ жизни.

Полинька — девушка милая и обаятельная, но недалёкая, она ориентируется на сестру Юлиньу, даму куда более прагматичную и оборотистую. В женихах у Юлиньки ходит Онисим Белогубов, которому чужды моральные терзания и который ради выгоды и обогащения не будет стесняться. Белогубов претендует на вакантное место (и весьма доходное) — место столоначальника. Его же может при помощи влиятельного дяди занять и Василий Жадов, но он наотрез отказывается пользоваться услугами родственника. Но лишь до тех пор, пока Полинька, уже жена, не решится от него уйти из-за бедности. Тогда-то Василий придёт на поклон к дяде, но закончится всё непредсказуемо.

Роли молодых героев получили Леонид Каюров (идеалист Жадов) и Виктор Проскурин (рационалист Белогубов).

Оба были уже прекрасно известны зрителям, хотя у Виктора Проскурина фильмография была в разы больше. Леонид Каюров, сын легенды советского театра и кино Юрия Каюрова, постоянного исполнителя роли В. И. Ленина, карьеру начал очень ярко и был одним из самых многообещающих представителей поколения. Но с годами актёр понял, что светская жизнь не для него. Леонид Каюров ещё некоторое время будет сниматься для кино и тв, работать в театре, но в середине восьмидесятых посвятит себя религии. Сейчас он служит в одном из московских храмов.

Роли сестёр Кукушкиных сыграли Марина Яковлева (Полинька) и Татьяна Догилева (Юлинька), тоже яркие и характерные актрисы, а их маменьку-вдову — Екатерина Васильева.

Тут отмечу, что в картине есть музыкальные номера с песнями и танцами, и несколько композиций исполняет героиня Екатерины Васильевой. Актриса к числу поющих не относилась, так что для записи её номеров пригласили Ларису Долину.

На мой субъективный взгляд, решение не слишком удачное — голос Ларисы Долиной не подходит внешности Екатерины Васильевой и даже не похож на него.

В роли важного дядюшки Василия Жадова, властительного чиновника Вышневского, — Ролан Быков, а его подчинённого Юсова с большим самомнением сыграл Олег Табаков. Олег Табаков, которого Маргарита Микаэлян знала ещё с времён своих первых постановок в театре «Современник», был одним из её любимых актёров, он появился в трёх из четырёх фильмов режиссёра.

Совсем маленькая роль, но забавная роль горничной досталась Вере Ивлевой, актрисе с необычной внешностью, настоящей королеве эпизода.

Представленный зрителям летом 1982 года водевиль прошёл без особого успеха. Критики сочли экранизацию неудачной и слишком прямолинейной и плоской, отметив, что удаление ряда важных персонажей, которые были в пьесе, на пользу фильм не пошло. Юрий Богомолов писал:

«Похоже, что Маргарита Микаэлян, снимая «Вакансию», не подозревала, как доходно «Доходное место», какое богатство эта пьеса, какие возможности в ней заключены для создания хотя бы того же музыкально-пластического зрелища, если эта форма была так заманчива для автора картины. Но если экранизация далеко ушла от первоисточника, то не из-за того, что обрела музыкальную форму. Скорее потому, что форма эта недостаточно последовательно реализована».

При этом особо была отмечена игра Олега Табакова, хоть ему достался и не центральный персонаж. Музыкальные вставки с Табаковым сравнивали с эффектным психологическим аттракционом, наполненным изрядной долей юмора на грани эксцентрики. Но, увы, даже участие Олега Табакова, как, впрочем, и других именитых актёров, не помогло «Вакансии» войти в число любимых музыкальных комедий. От себя добавлю, что фильм вообще-то неплох, не стала бы называть его провальным. Да и актёрский ансамбль всё же хорош, и это безусловное достоинства «Вакансии».

Ну и снова в процессе подготовки узнала, что «Доходное место» перенесли на экран и в российские времена. Сделал это Игорь Масленников, фильм «Взятки гладки» вышел в 2008 году. Там персонажей больше, и, возможно, сюжет передан ближе к пьесе. Эту версия не смотрела, мнения составить не могу. Но если вы с ней знакомы, то поделитесь впечатлениями.

А как вы считаете, комедия «Вакансия» отразила идеи Островского? Или это уже не совсем его пьеса?

Оцените статью
Водевиль, который сочли бенефисом Олега Табакова, хотя главные роли играли другие
В чем упрекали Наталью Гундареву и почему советский зритель не принял фильм «Однажды 20 лет спустя»