Я бы назвал этот фильм настоящей исторической эпопеей, охватывающей десятки лет истории двух противоборствующих семейств: «буржуи» и «кулаки» Соломины, а также относительно бедные, зато счастливые, Устюжанины. Долгие годы они бок о бок живут в небольшом посёлке Елань, вдали от цивилизации, пока их соперничество продолжает идти своим привычным чередом.
Сага невероятно интересная, подобных фильмов я в принципе не видел на советском кинопространстве. Причём во многом это обусловлено крайне увлекательной историей создания этой ленты, о которой мы сейчас поговорим.
Государственный заказ
Фильм был разработан по заказу государственному для «прославления советских нефтяников и социалистического труда, а также достижений социализма в целом». Причём должны были его показывать не только внутри страны, а ещё и за рубежом, а значит, спрос к авторам «Мосфильма» был в десятки раз выше.
И знаете, я бы не сказал, что кино стало заложником «советской цензуры», о которой многие любят говорить. Безусловно, он подпадает под озвученную тематику, при этом здесь не делается акцент на очернении капитализма или критике богатых людей. Как раз мораль скорее состоит в том, что лишь общими усилиями разные люди, семьи, социальные классы в конце концов, смогут найти общий компромисс.
А ведь это и есть главная идеологическая основа социализма – не стереотипное «раскулачивание», а обеспечение равных прав и возможностей для каждого, вне зависимости от его достатка, происхождения и прочих факторов, вместе с совместным трудом одного большого коллектива (государства) ради общего блага.
Соломины не выступают в фильме антагонистами, хотя авторы легко могли вывернуть «Сибириаду» в крайне очевидную заказуху. Но нет, Андрей Кончаловский, режиссёр фильма, создал образец бессмертного классического киноискусства.
Место действия
Съёмки природных пейзажей в основном проходили на территории Нагорного Иштана в Томской области, а «деревню» Елань построили рядом с Тверью. Зачем? Просто чтобы актёрам было удобно добираться до съёмочной площадки.
Вообще фильм получился географически многообразным, потому что зимние сцены были сняты в Ленинграде, другие – на берегу моря, а ещё часть вообще в палатах самого «Мосфильма». Кстати, сцену с пожаром снимали практически на живую: нефтяники из Татарстана специально выделили съёмочной команде одну вышку, предупредив, что для повторного дубля вторую предоставить не смогут.
Министру не понравилось совпадение
Председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину не понравился эпизод с участием члена политбюро по имени Фёдор Николаевич, которого исполнил Всеволод Ларионов.
Со слов Косыгина, слишком уж экранный герой был похож на него, как минимум, потому что у него на лице тоже была большая заметная родинка. Специально по требованию председателя сцену пришлось переснимать с нуля: заново отстроили декорации и ещё раз позвали Ларионова, стараясь полностью избежать любых сходств с реальными личностями.6
Стоит ли говорить, что фильм Алексею Косыгину в итоге всё равно не понравился? Видимо, слишком уж его задела эта непреднамеренная «пародия».
Гурченко снималась в гипсе
Людмила Марковна попала на съёмочную площадку сразу после своего участия в создании клипа «Мама», в ходе которого сломала ногу, из-за чего сниматься ей пришлось прямо в гипсе. Достаточно интересной была реакции Никиты Сергеевича, который всё никак не мог перестать смеяться, так как слишком уж забавно выглядел этот «гипсовый сапог» на ноге Людмилы.
Майор
Павел Кадочников, в «Сибириаде» сыгравший персонажа по имени Вечный Дед, обладал званием «майора всех родов войск СА». При этом бумагу с этим назначением ему подписал лично Иосиф Виссарионович Сталин вместе с Климентом Ворошиловым за блестящую роль артиста в фильме «Подвиг разведчика».
Так вот, когда Кадочникова, Андрейченко и Панкратова-Чёрного (он сыграл буровщика Сашку) задержала милиция, Павлу очень помогло его почти что официальное удостоверение.
Понравилось западным критикам
Как я уже говорил, большой расчёт был именно на иностранную аудиторию. Сразу после выхода картину отправили на Каннский фестиваль, при этом представлять её поехали Михалков, Гурченко и Андрейченко, ну и, само собой, сам Кончаловский.
Поначалу они были сильно обеспокоены и готовились к худшему, якобы картина никому не понравится, а многие вообще не станут её до конца досматривать. К их удивлению, западные критики закончили просмотр бурными аплодисментами, вручив ленте заслуженную награду.