Иван Ильич был одним из наиболее бестолковых героев советского кино. Позволил мутному незнакомцу Салеху беспрепятственно бродить по кораблю и кромсать советских людей. Отправил бессмысленную экспедицию на подозрительное судно. Договорился с капитаном пиратов, что проверит двигатель вельбота, но так «хорошо» его продиагностировал, что мотор «вырубился» почти сразу же после отплытия. А отдуваться за свою ошибку Иван Ильич отправил старшего механика и супермена Николая Еременко. То есть, простите, Сергея Сергеевича. Интересно, как планировалось в одиночку захватить огромный пиратский корабль «Меркурий»? Но в кино и не такие чудеса случаются.
Однако главный прокол капитана всё-таки в другом. Самым адекватным и вменяемым из выживших членов экипажа был Клюев. Именно он первым заметил Салеха (кто же знал, что смугый малый окажется преступником). Именно Клюеву пришла в голову мысль, что как только загоревшийся «Нежин» пойдет ко дну, пираты увидят лодку со спасшимися людьми. И тогда уж даже недалекий Иван Ильич сообразил, что нужно что-то придумать, и решил поджечь солярку. Не будь Клюева, недолгое путешествие на лодке оказалось бы еще более скоротечным. Именно Клюев мудро заметил, что воевать с преступникам нечем, после чего было принято решение захватить пулемет.
Да, малый был трусоват. Но он ведь не Рэмбо. Унизив Клюева фразой «в гроте останутся женщины и Клюев», Иван Ильич подписал своему подчиненныму смертный приговор. Я согласен с тем, что все мужчины должны быть храбрыми и не бояться отдать жизнь за близких. Но ведь даже во время войны кто-то изготавливал снаряды, кто-то водил автобусы, а актеру Николаю Крючкову, рвавшемуся на фронт, пришлось выступать на сцене, поскольку «здесь ты нужнее». Давайте разберемся, был ли практический смысл от того, что Клюев пошел со всеми на захват «Меркурия»? Ровно никакого. Клюев вошел на корабль и его почти сразу же застрелили. Даже ранить никого не успел, с убийцей Клюева расправился уже доктор Ремезов. Клюев не сумел и отдать жизнь, прикрыв кого-то своим телом. Просто умер.
Теперь представьте, что Иван Ильич произнес бы другую фразу. «Ты останешься здесь, будешь следить за женщинами, охранять их, а если придут бандиты — тогда уж стой насмерть». Вспомните, ведь у моряков осталось два пистолета! Один бы отдали Клюеву. Как бы дальше развивались события?
Пираты услышали стрельбу на «Меркурии» и начали обшаривать остров. Они бы нипочем не нашли Машу и Айну, если бы первая не заорала, испугавшись безобидного паучка.
Но разумеется Клюев успел бы заткнуть рот истеричной барышне. А далее вся команда оказалась бы на борту «Меркурия» с буфетчицей, библиотекаршей и живым Клюевым. Конечно, выйти из заминированного фарватера все равно было бы затруднительно, но вот возможностей уничтожить пиратов оказалось бы уже намного больше. Как и козырей на возможных переговорах.
Отправить трусоватого Клюева на верную смерть и оставить без присмотра ненадежных женщин — вот самый глупый поступок капитана Ивана Ильича. Но уж что сделать, такой это был человек. Храбрый, честный, достойный, а вот ума и ответственности капитану дальнего плавания явно недоставало.