Многие помнят фильм «Впервые замужем», вышедший на экраны в 1979 году. В то время в кинематографе была очень популярна тема женских судеб. Вот авторы сценариев и кидали своих героинь в самое пекло: окружали их никчемными трусливыми мужчинами, награждали внебрачными детьми, давали им в любовники вечно разводящихся женатиков. И фильм «Впервые замужем» из этой же категории. Кстати говоря, авторы у него те же, что сняли и «Единственную»: режиссер Иосиф Хейфиц и драматург Павел Нилин.
Действие фильма начинается где-то на рубеже 50-х и 60-хгодов. Молодая девушка Тоня Болотникова беременеет, не будучи замужем. Счастливый папаша линяет сразу, как только узнает о предстоящем отцовстве. И Тонечка становится матерью-одиночкой.
Она всю себя посвящает материнству. Даже не так — тому, чтобы у нее дочери было «то, чего мы не имели». Но взращивает чудовище. Эгоцентричную, вызывающую отвращение девицу, которая только и делает, что манипулирует матерью. Кстати, её играет Светлана Смирнова, та же актриса, что сыграла Абигайль в фильме «Стакан воды».
Фильм вызывает печаль и оставляет неприятный осадок. И пусть снимали его в конце 70-х прошлого века, но тема, затронутая в нём, актуальна и для нашего времени, и даже, наверное, ещё более актуальна, чем была тогда — сейчас вокруг нас полно невменяемых детишечек, которые считают, что им все должны, и возглавляют список их должников родители.
В старину на Руси была поговорка: дитяко что тесто — как замесил, так и вышло. Как мы воспитываем своих детей, такими они и вырастают. Да, родители живут ради детей. С этим не поспоришь. Но не у всех дети вырастают такими, как дочь Тони Тамара. И на мой взгляд, Антонина допустила одну очень серьезную ошибку в отношениях с дочерью.
Антонина за линию поведения с ребенком избрала весьма спорную тактику: Пусть имеют то, чего мы не имели. Она решила принести себя в жертву счастью дочери. Да, сама Антонина травмирована — она пережила предательство человека, которого любила, которому доверилась, и который просто воспользовался ею, обманул её надежды, оставил её матерью-одиночкой. А в то время этот статус был весьма осуждаем. Она много пережила, пролила много слёз, во многом себе отказывала, чтобы поднять дочь: даже получить профессиональное образование не смогла, потому что надо было работать. Много работать, чтобы её дочка имела то, чего не имела она. Для неё это был способ изжить свою обиду. Способ не самый лучший, он изначально ошибочный, но трудно обвинять Антонину в этом — психологов в широком доступе тогда не существовало, каждый справлялся, как мог. Однако Антонина совершает другую, куда более серьезную ошибку в своих отношениях с дочерью: она боится выглядеть в глазах Тамары плохой матерью.
Находясь в плену этого страха и в плену чувства вины перед дочерью, Антонина хочет искупить это всё непрерывным потаканием своему ребенку. Она страшно боится расстроить деточку, и та ещё в совсем юном возрасте начинает ставить матери условия и диктовать ей свою волю. Не захотела доча, чтобы мама за дядю Лёшу замуж вышла — та и не пошла. Сама собралась замуж — поставила мать перед фактом. Надо мужу прописку сделать — просто подсунула матери согласие: «Подпиши». Нужно какому-то значимому человеку пыль в глаза пустить — сделай нам, мамочка. Последние деньги с книжки сними, но сделай. Мешает мать наслаждаться семейным счастьем — давай-ка, мамочка, к тёте Клаве. Нет, ты, конечно, будешь приезжать к нам, когда захочешь… Но нас, скорее всего, никогда не будет дома. И Антонина безропотно соглашается. Она даже замуж за Алексея выйти хотела не для того, чтобы себе мужа заиметь, а чтобы у дочки был отец.
Что получилось в результате такого воспитания? Тамара с раннего детства усвоила, что мать не человек, а комбинат бытовых услуг. Что у неё нет своих потребностей, своих желаний, своей жизни. Что она существует только для того, чтобы выполнять дочерины хотелки. Что это нормально. Кто виноват в этом? Тамара? Нет. Тамара, конечно, очень неприятная девица, но виновата в случившемся только Антонина. Это она так воспитала дочь. В своем стремлении стать лучшей матерью на свете она не заметила, как переступила черту благоразумия и стала плохой матерью. Как мать она потерпела полный крах.
Антонина типичная женщина-жертва. Обычно такие женщины приносят себя в жертву негодящим мужчинам, Но в фильме показан случай, когда женщина принесла себя в жертву своему ребенку. В жертву неоправданную, развращающую. Кто-то из великих сказал: можно жить ради другого человека, но нельзя бросать свою жизнь под ноги этому человеку. И сейчас полно родителей, которые боятся выглядеть в глазах своих детей плохими родителями, а потом — ой, помогите, ребенку три года, неуправляемый. Практика показывает, что дети таких жертвенных родителей не оценивают их жертв, а только превращаются в богов, кричащих «Ещё! Ещё!» Нельзя ставить перед собой задачу стать лучшей матерью в мире — это невозможно. Нельзя ставить перед собой цель делать так, чтобы у ребенка было всё самое лучшее — это тоже невозможно. Хороший родитель не боится показать перед ребенком совей слабости, своих желаний — только так ребенок усвоит урок, что и мама (папа) могут нуждаться в поддержке и защите, что и у них могут быть желания и мечты. Помню, знакомая рассказывала: «Я всю жизнь кому-то помогала, всей родне. Они шли, шли и шли ко мне за помощью. А когда помощь понадобилась мне, они сказали «Ты ж сильная, сама справишься».
Самопожертвование следовало бы запретить законом — оно развращает тех, кому приносят жертву. Золотые слова.