Гоша сбежал от Зоси? А вот и нет! Она сама его оттолкнула!

Когда в 1978 году на экраны вышел фильм режиссёра Павла Любимова «Школьный вальс», среди общественности поднялась буря обсуждения. Ну ещё бы — режиссер осмелился поднять тему не просто близости между старшеклассниками, а запретную и крайне неудобную для советского общества тему подростковых беременностей. Режиссера обвиняли в пропаганде разврата, в том, что сейчас все старшеклассницы побегут рожать, и еще много в чём.

В целом да, в советском обществе говорить на эту тему открыто было не принято. Однако глупо отрицать, что в СССР все до свадьбы ни-ни. Было. И ещё как было. И беременели до свадьбы, и даже ученицы 9-10 классов рожали. Например, когда я училась в 10-м классе, в нашей школе с разницей в пару месяцев забеременели две девочки, одна из 10 класса, вторая из 9-го. Таких учениц в то время не жалели — как только становилось известно о беременности, их быстренько отчисляли из школы и пристраивали в ПТУ. Именно так случилось с девятиклассницей — она примерно на пятом месяце попала в больницу на сохранение, оттуда дали сигнал в школу, её исключили. А вот десятикласснице повезло больше — у её матери была родственница, работающая в детской поликлинике, она просто давала девочки справки с освобождением от физкультуры по придуманной болезни, и та смогла окончить 10 классов, выпуститься, и через два месяца родить ребенка.

Возвращаемся к Зосе и её возлюбленному Гоше Кораблёву. Практически во всех статьях, посвященных этому фильму, пишут, что Гоша Зосю бросил, Гоша от Зоси сбежал к обеспеченной Дине, Гоша Зосю не любил. Но я не согласна с этими утверждениями.

Для начала разберемся, что представляет из себя Гоша. Он личность явно не зрелая. Более того — он ведомый. Он не способен принимать решения, он дезорганизован, малодушен, похоже, что его мотивации ему самому не понятны. Его «мечта-идея» — стать вулканологом. Им легко управлять. Любил ли он Зосю? Скорее, да, но незрелой, инфантильной любовью ребенка. Это был пробник любви. Его физиология явно бежала впереди его чувств — отсюда и этот холод в глазах. Кроме того, Гоша мальчик замороженный (не путать с отмороженным). Его речь примитивна, чувства и мысли тоже. Не до сложных ему интриг и психологических игр. Помните — он не может понять, зачем Зося хранит какие-то записки о любви трехлетней давности.

Теперь о Зосе. Зося это польский вариант уменьшительного имени от Зофия — София. А поскольку она носит фамилию Кнушевицкая, то можно с большой долей вероятности предположить, что по отцу она полька. Возможно, из шляхтичей (дворян). Об этом говорят и её манеры. Есть в ней некий аристократизм. Зося девочка гордая, решительная, категоричная, не знающая компромиссов, живущая в мире черного и белого, без оттенков. В принципе, классика жанра для подростков. Бросается в глаза то, что по сравнению с Гошей она гораздо взрослее. Но и в ней юношеский максимализм, помноженный на родовую честь, цветет махровым цветом. И в паре она-Гоша именно она ведущий. Любит ли она Гошу? Думаю, что да. И её любовь нельзя назвать взрослой, для Зоси это что-то вроде игры в дочки-матери. Замечу вскользь, что ни Гоше, ни Зосе не пришло в голову предохраняться. Дети как есть. Они не связывают секс с зачатием.

А теперь вернёмся к тому моменту, когда между ними происходит размолвка. Зося на пляже сообщает Гоше, что ждёт ребенка. Гоша пугается. И его вполне можно понять — ему всего 17, впереди институт, какой ребенок? Он вообще ничего такого пока не планировал. Когда-нибудь — да. Но не сейчас. Он просто еще не дозрел до этого.

И Зося обиделась. По её мнению, Гоша должен был о счастья по потолку прыгать от такого известия, а он, козёл такой, не прыгает, ещё и не понимает чего-то. А тут ещё и Дина по пути встретилась, и Гоша с ней заговорил. И что делает Зося? От ревности и обиды она просто исчезает. Полагаю, что она, воспитанная на книгах (неспроста Гоша подмечает, что у неё много фантастики), считала, что Гоша, как мужчина, должен постоянно ей доказывать, что достоин её, должен бегать за ней. А он опять не понял, почему она исчезла. А потом приходит к ней мириться. Сделал он это, конечно, совсем не романтично, кондово, выдумав самую глупую отмазку, какую только можно выдумать — «Я это просто так сказал. Пошутил». Но обиженная Зося молчит. Типичное женское поведение — угадай, на что я обиделась. И когда он спрашивает: «Что между нами всё?», она с вызовом отвечает ему: «К сожалению, всё!» Вместо того, чтобы поговорить, она рвёт с ним.

По замыслу Зоси Гоша должен был умолять её о прощении, но Гоша умом не блещет, да ещё и, прости Господи, мужик. Не понимает он этих игр, не понимает, что если женщина говорит «нет», то это значит «да, но попозже». Он всё воспринимает буквально — всё, значит всё. С него взятки гладки. Типичное мужское поведение. Его послали — он ушел.

А как бы надо были цивилизованно решить проблему? Ошибка Зоси в том, что она о своей беременности оповестила родителей в последнюю очередь и пыталась эту проблему решить самостоятельно. А по-хорошему сразу надо было рассказать всё родителям, они связались бы с родителями Гоши, и молодых быстренько расписали бы «по залёту» — практиковалось такое в СССР, когда при наличии беременности расписывали несовершеннолетних, при этом, если мне память не изменяет, регистрация брака совершалась в кратчайшие сроки. Но Зося была слишком горда и слишком сильно на всех обижена, а Гоша слишком инфантилен для того, чтобы взять решение этой проблемы на себя.

Оцените статью
Гоша сбежал от Зоси? А вот и нет! Она сама его оттолкнула!
«Ольга Сергеевна». Могосерийный фильм 70-х, не принятый современниками